Тормоз по жизни. Как часто нужно менять тормозную жидкость в автомобиле
Приход зимы – повод всесторонне подготовить свою машину к очередному сезону. Если ваше транспортное средство старше трех лет, самое время, помимо всего прочего, проверить состояние тормозной жидкости.

Ведь от тормозной системы в критический момент зависит ваша безопасность, а значит, уделять ей внимание жизненно необходимо. Сегодня выясним, как часто нужно менять «тормозуху», стоит ли смешивать один её сорт с другим и как измерить степень износа данной жидкости в тормозной системе.
Международный стандарт
Тормозная жидкость представляет собой вязкий компонент, с помощью которого усилие, создаваемое в главном тормозном цилиндре, передается по магистралям тормозной системы колесным парам. Если педаль тормоза четко реагирует на ваше нажатие и машина останавливается своевременно, значит, система работает исправно. А если нет – лучше как можно быстрее обратиться к специалистам.
Для правильного функционирования тормозных механизмов жидкость должна обладать рядом свойств, которые описаны межгосударственным стандартом, а именно: американским эталоном качества FMVSS №116, разработанным министерством транспорта США (United States Department of Transport). В народе его именуют аббревиатурой DOT.
Этот стандарт применяется во всем мире. Он включает в себя такие характеристики, как степень вязкости; температура кипения; химическая инертность к материалам (например, резине); коррозионная стойкость; постоянство свойств в пределе рабочих температур; возможность смазывания элементов, работающих в контакте, уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы. В соответствии с ним варианты смеси тормозной жидкости разделены на пять классов, каждый из которых предназначен для определенного типа работы, а также вида тормозных механизмов – дисковых или барабанных.
Не кипит и не застывает
Для лучшего понимания давайте рассмотрим каждую из указанных характеристик подробнее. Для начала твердо усвойте, что у тормозной жидкости должен быть низкий уровень сжимаемости и минимальная чувствительность к колебаниям температуры. В противном случае эффективность тормозной системы резко снизится.
Температура кипения должна быть как можно выше, ведь это величина сопротивления тормозной жидкости тепловым нагрузкам. Процесс торможения есть не что иное, как трение колодок о тормозной диск, при котором выделяется много тепла. Оно передается не только указанным элементам, но также тормозным цилиндрам и тормозной жидкости. При чрезмерных нагрузках «тормозуха» даже может закипеть, а это чревато выделением пузырьков воздуха и образованием воздушных пробок в тормозной магистрали, что приводит к отказу всей системы.

Вязкость тормозной жидкости должна оставаться постоянной в диапазоне температур от -40°С до +100°C. Это особенно актуально при использовании таких чувствительных ассистентов, как антиблокировочная система тормозов (ABS), система регулирования тягового усилия на колесах (TSC) и система электронного управления устойчивостью движения (ESP). Помимо прочего, тормозная жидкость не должна оказывать коррозирующее воздействие на металлические детали системы. Эти защитные свойства «тормозуха» обретает после добавления в нее специальных присадок.
Гигроскопичность тормозной жидкости становится со временем недостатком, но все же это необходимое свойство. Оно позволяет избавится от капель воды в системе, которые образуются в результате нагрева и охлаждения «тормозухи». Вода может стать причиной коррозии и замерзания при низких температурах, что в худшем случае оставит вас зимой без тормозов, а в лучшем приведет к дорогостоящему ремонту. Но чем больше воды поглощает тормозная жидкость, тем ниже ее температура кипения и выше вязкость при низких температурах. Так, за два года работы температура кипения тормозной жидкости падает в среднем на 100°C, что является важным аргументом для полной замены этого компонента в системе.
Виды тормозных жидкостей
Составы тормозной жидкости различны по своей основе. На заре автомобилестроения была популярна минеральная «тормозуха», которая представляла собой смесь касторового масла с различными спиртами. Несмотря на почтенный возраст данной формулы, она применяется в автомобилестроении и сейчас, правда, встречается уже не так часто. Из достоинств такой жидкости стоит выделить отличную степень защиты; низкую агрессивность к лакокраске; отличные смазывающие свойства и негигроскопичность. Ее недостатками являются высокая вязкость и низкая температура кипения, не превышающая 200°С. Перегреваясь в процессе эксплуатации, такой состав становится слишком вязким и может вообще потерять текучесть.
Основу современных тормозных жидкостей составляют соединения гликолей (двухатомных спиртов), которые могут включать в себя 10 и более отдельных компонентов. Как правило, их объединяют в 4 основные группы: смазывающие (полиэтилен и полипропилен), снижающие трение в подвижных деталях тормозных механизмов, растворители/разбавители (гликолевый эфир), от которых зависит температура кипения жидкости и ее вязкость, модификаторы, предотвращающие разбухание резиновых уплотнений, и ингибиторы, защищающие от коррозии и окисления.
Существуют тормозные жидкости на силиконовой основе. Достоинствами таких составов являются химическая инертность к большинству материалов, применяемых в современных автомобилях; широкий диапазон рабочих температур (от -100°С до +350°С); неизменность вязкости при различных температурах; низкая гигроскопичность.
Тот самый класс DOT
Сегодня на большинстве СТО и в магазинах автозапчастей вы вряд ли найдете тормозную жидкость без маркировки DOT – той самой, о которой мы говорили выше. Такие жидкости отличаются между собой температурой кипения, составом и способностью накапливать влагу.
Тормозная жидкость класса DOT 3 «замешана» на основе различных соединений гликолей (двухатомных спиртов). Использование этих материалов ее удешевляет, но такая жидкость имеет большую гигроскопичность, что приводит к снижению температуры кипения тормозной жидкости.
Класс DOT 4 является высококачественным составом на основе соединения сложных эфиров с борной кислотой. Так, борная кислота полностью нейтрализует влагу при контакте с ней, что приводит к более долгому поддержанию заданного уровня температуры кипения (по сравнению с DOT 3) и увеличивает срок службы самого состава.

Класс DOT 5.1 имеет сходный состав с DOT 4, но с большей температурой кипения. Эта особенность позволяет применять данную жидкость в тормозных механизмах гоночных автомобилей, спорткаров, а также в спортивных мотоциклах.
Типичные ошибки обслуживания тормозной системы
Периодичность замены тормозной жидкости указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля и обычно составляет от года до трех лет в зависимости от залитого в систему состава. При этом нужно учитывать и стиль езды. Если водитель ездит часто, лучше считать не время эксплуатации авто, а пройденный километраж. В таком случае максимальный срок службы тормозного состава не должен превышать 100.000 км.
Как уже говорилось, несвоевременная замена тормозной жидкости приведет к появлению влаги в системе, образованию воздушных и ледяных (в зимнее время) пробок, что влечет за собой выход из строя тормозных цилиндров и поршней суппорта. Также при повышенной нагрузке нарушается теплоотдача механизмов, происходит закипание жидкости. В этом случае педаль «встанет колом», а тормозные диски деформируются, отчего руль начнет бить при активации тормозной системы.
Автомобилисты, считающие, что тормозную жидкость можно полностью не менять, а лишь доливать, опасно заблуждаются. Пожалуй, это будет актуально лишь для владельцев премиальных авто, в которых применяется система с многопоршневыми суппортами. Но и в этом случае в ее магистралях будет образовываться конденсат. Так что, если вы много ездите и активно тормозите, просто меняйте чаще жидкость в системе, чтобы та не подвела вас в критический момент.
Остальным автовладельцам следует помнить, что изношенная тормозная жидкость после смешивания с новой не приобретет характеристик, отвечающих стандартам безопасности. Наоборот, впоследствии это чревато коррозией внутренних частей тормозных механизмов, образованием паровых пробок и более медленной реакцией тормозной системы на нажатие педали.

Что касается степени изношенности тормозного состава, то ее можно определить с помощью технических средств, замеряющих температуру кипения и процентное содержание в нем воды. Такие приборы должны быть на любой квалифицированной СТО.
При этом многие эксперты уверены, что причиной замены тормозной жидкости может быть не только содержание в ней влаги более чем 3%. Это стоит сделать и в случае ремонта тормозных механизмов, длительного простоя машины и, конечно, при покупке транспортного средства на вторичном рынке. Данная процедура не настолько дорога, чтобы ее игнорировать, да и экономить на собственной безопасности тоже не стоит.
Примечание: если вы оказались в дальней дороге и обнаружили, что в вашей машине убывает тормозная жидкость, стоит купить на ближайшей заправке канистру с необходимым составом (его тип обычно указан на горловине бачка). Если нужной вам жидкости в продаже нет, купите что-нибудь схожего типа: составы с силиконом будут иметь надпись Silicone base (DOT 5 silicone base); с полигликолями – Hydraulic DOT 5. Для кратковременного решения подойдет и DOT 4. При идентичной базовой составляющей вреда от этого не будет, даже если производители окажутся разными. А по прибытии к месту назначения, конечно, стоит найти СТО и полностью заменить тормозную жидкость на «свою», предварительно промыв всю систему.
***
Надеемся, данный обзор окажется полезным автомобилистам, особенно тем из них, кто, заглядывая под капот, не совершал процедуры сложнее залива «незамерзайки» в бачок омывателя. Помните: от исправной работы тормозной системы автомобиля зависит не только ваша безопасность, но и безопасность остальных участников дорожного движения. Поэтому, если многие слова здесь показались вам незнакомыми, поспешите на СТО. Возможно, там вы узнаете еще много интересного…
09.12.2021