Почему важно вовремя заменить воздушный фильтр
Ходишь в маске – купи ее и своей машине!
Как правило, автомобилисты производят замену воздушного фильтра не чаще, чем того требуют регламентные нормы, а многие не прочь и этим правилом пренебречь. Между тем даже своевременная замена «воздушки» может не спасти двигатель от возможных проблем.

Особенно пострадать в этом случае могут турбированные агрегаты. Bamper.by решил выяснить, к чему может привести несвоевременная замена воздушного фильтра в автомобиле с ДВС.
Назначение «воздушника»
Основной задачей воздушного фильтра, как следует из его названия, является фильтрация воздуха, поступающего в двигатель, конкретно – в камеры сгорания воздушно-топливной смеси. По инженерным расчетам среднестатистический современный автомобиль за 100 тысяч км пробега потребляет от 10 до 15 кубометров воздуха. Однако на заре автомобилестроения подобных девайсов попросту не существовало, поэтому рабочий ресурс двигателя был намного скромнее: частички пыли и даже грязи попадали в цилиндры мотора, после чего поршни клинило, а на стенках появлялись задиры, из-за чего силовой агрегат физически не мог осилить такой пробег.

Чтобы не допустить проникновения грязи в двигатель и увеличить его рабочий ресурс, автомобильные инженеры создали систему воздушной фильтрации, в которой ключевую роль выполнял расходный элемент. Благодаря фильтру, на котором оседал мусор и крупные грязевые фракции, в мотор попадал только очищенный воздух.
Причем одной лишь защитой движка от посторонних примесей функционал «воздушника» не ограничивается. Данная деталь незначительно снижает уровень шума в системе впуска, в бензиновых моторах регулирует температуру топливно-горючей смеси, повышает приемистость агрегата и экономию топлива, снижает вредные выбросы. Не так уж и мало для простого «расходника», важность которого многие автомобилисты игнорируют, меняя его по случаю.

Однако засорение воздушного фильтра чревато серьезными последствиями для двигателя вашего авто. Несвоевременная замена «воздушника» приводит к обогащению топливно-воздушной смеси и ее неполному сгоранию в рабочей части цилиндров. Это, в свою очередь, вызывает повышенное потребление топлива и снижение мощности мотора, а также увеличение концентрации токсичных элементов в отработавших газах выхлопной системы.
Также следствием «умершего» воздушного фильтра могут быть плохие пуски при низких температурах и повышение холостых оборотов мотора, а при самом худшем сценарии – оплавление катализатора из-за обогащения топливной смеси.
Виды «воздушек»
Современные воздушные фильтры различаются по материалу изготовления и конструктивным решениям. Так, по форме их можно разделить на четыре основные группы: цилиндрические, кольцевые, панельные и бескаркасные. Изготавливаются «воздушники» из традиционной целлюлозы (бумага или картон), синтетических волокон, хлопковой марли.

• Воздушные фильтры цилиндрического типа устанавливаются в крупногабаритном транспорте (автобусы, сельскохозяйственная техника, грузовики и дорожная спецтехника). Главное отличие таких устройств от других видов – повышенная пропускная способность, что очень важно для двигателей с большим расходом топлива.
• Кольцевая разновидность фильтрующего элемента применяется в легковых малолитражках с карбюраторными моторами. Такие фильтры уступают цилиндрическим и по размерам, и по пропускной способности.
• Панельные (трапециевидные) фильтры также используются в легковых автомобилях и являются, пожалуй, самым распространенным типом. Они представляют собой прямоугольник с уплотнителями по контуру, в котором под пластиковой или металлической решеткой расположен фильтрующий слой из гофрированной бумаги. По сравнению с кольцевыми аналогами такие воздушные фильтры стоят дороже, но служат дольше и отличаются более высокой пропускной способностью.
• Бескаркасные фильтрующие элементы тоже состоят из бумажного слоя и уплотнителей (поролоновых или резиновых), но выполнены без каких-либо рамок или решеток.
При этом стоит понимать, что решающее значение имеет не форма, а материал исполнения фильтрующего элемента. Так, самым распространенным является целлюлозный фильтр – он доступен и прост в производстве, но при этом отлично справляется с очищением поступающего в мотор воздуха от пыли и мусора.

Синтетический фильтр современными автомобилистами используется значительно реже, поскольку стоит дороже целлюлозного, а со своей задачей справляется не намного лучшего оного. Причем такой фильтрующий элемент нужно менять в строго отведенные производителями сроки.
Марлевые фильтры в основном применяются на спортивных автомобилях и представляют собой «сэндвич» из 5-7 слоев ткани, пропитанной специальным маслом. Они значительно дороже первых двух аналогов, зато отличаются более низкими показателями начального сопротивления воздуха и прекрасно справляются с функцией очищения воздушного потока, гарантируя бесперебойную работу двигателя. Еще одним преимуществом «воздушника» такого типа является возможность его вторичного (до четырех раз) использования после соответствующей обработки.
Причины замены воздушного фильтра
Большинство производителей рекомендует заменять «воздушник» каждые 20 тысяч км пробега или каждые 12 месяцев в зависимости от того, с какой интенсивностью вы эксплуатируете автомобиль. Однако такой регламент лучше подкорректировать, если вы часто ездите по песчано-глиняным проселкам или промышленным зонам, где воздух существенно загрязнен. Как правило, производитель указывает порядок замены фильтра при эксплуатации авто в «тепличной» городской среде. Однако «воздушник» сильно уязвим перед мелкодисперсной пылью, тяжелым выхлопом дизельных грузовиков и сажевыми выбросами заводских труб, из-за чего забивается быстрее. Впрочем, если вы забыли или не знали этого, грязный «воздушник» напомнит о себе множеством способов. Вот самые характерные из них:
1. Странные шумы в двигателе. При работе мотора на холостом ходу или во время простоя авто в пробках начнут слышаться плавные вибрации. Необычные шумы, похожие на кашель или хлопок, означают, что приток воздуха в двигатель недостаточен, а значит, воздушный фильтр необходимо заменить.

К слову, измененный состав топливо-воздушной смеси способствует образованию черной сажи, оседающей на свечах зажигания. Грязные свечи зажигания также могут являться источником постороннего шума и вызывать проблемы с запуском двигателя.
2. Ухудшение рабочих характеристик. Автомобиль неправильно реагирует на нажатие педали «газа» и вяло разгоняется? Здесь высока вероятность того, что «убитый» воздушный фильтр затрудняет приток в двигатель чистого воздуха, необходимого агрегату для оптимальной работы.
3. Снижение топливной экономичности является явным признаком неисправного воздушного фильтра – об этом мы уже говорили. Так мотор компенсирует нехватку воздуха, потребляя больше топлива, чтобы генерировать мощность, достаточную для перемещения авто с той же самой скоростью, что и с чистым фильтром.

4. Черный дым или пламя из выхлопной трубы возникают в результате питания мотора переобогащенной топливом смесью, не сгорающей полностью до попадания в выпускную систему, – излишек выбрасывается в виде похожего на сажу черного осадка. Также имеющееся в выпускной системе тепло может воспламенять несгоревшее топливо, из-за чего из выхлопной трубы появляется эффектное кинематографичное пламя, слышны громкие хлопки.
5. Запах бензина в выхлопных газах. Следствие предыдущего пункта – несгоревшее избыточное топливо.
6. Воздушный фильтр выглядит неопрятно. Новый фильтрующий элемент имеет белый или белесый цвет, который постепенно темнеет по мере накопления в нем пыли и грязи. Визуальный осмотр фильтра при ярком свете выявит большое количество грязи, препятствующей нормальной циркуляции воздуха.

7. Активация индикатора «Проверьте двигатель». Недостаточная подача воздуха может вызвать отложение нагара в двигателе, что в конечном итоге вызовет активацию соответствующего индикатора на панели приборов. При появлении этого сигнала в первую очередь проверьте состояние воздушного фильтра и лишь затем приступайте к дальнейшей диагностике. Как правило, многие серьезные поломки начинаются с мелочей.
Немного о сюрпризах в турбомоторах
Появление мусорного абразива во впускной системе особенно опасно для турбированного мотора, поскольку его конструкция подразумевает повышенное потребление воздуха и соответственно большие объемы пыли, попадающей на «воздушник». Следует понимать, что за рекомендованные производителем 20 тысяч км пробега в городских условиях фильтру на таком моторе придется иметь дело с гораздо меньшим количеством абразива в воздухе, чем за тот же пробег, но по дорогам пыльных пригородов или промзон.

Если в последнем случае менять воздушный фильтр строго по инструкции автопроизводителя, его ресурс будет исчерпан всего за 5-7 тысяч км пробега, а остальное время до плановой замены «воздушника» силовой агрегат будет почти беззащитен. В результате турбина и цилиндры двигателя будут засыпаны проникшей сквозь фильтр пылью и ускоренно выйдут из строя. Таким образом, для уверенности в «здоровье» турбированного менять воздушный фильтр следует гораздо чаще, чем того требует инструкция по эксплуатации.
***
Что такое пылевой износ впускных клапанов двигателя, цилиндров, шатунных и даже коренных вкладышей, вам впоследствии расскажут сотрудники СТО, когда вы приедете на капитальный ремонт мотора. При этом цена подобных работ будет несоизмеримо выше стоимости фильтрующего элемента, замене которого вы не придали значения. А ведь это, по сути, единственный предохранитель мотора от воздействия агрессивной окружающей среды. Поэтому не забывайте менять его своевременно.
28.03.2022