Тонировка. Модно, стильно или небезопасно

Что следует знать автовладельцам о тонировке стекол

Еще с 90-х годов прошлого века мы твердо усвоили, что два одинаковых автомобиля могут выглядеть по-разному, если один из них будет с тонированными стеклами. По этой причине вопрос о возможности тонировать авто поднимался белорусскими водителями довольно часто.

Тонировка. Модно, стильно или небезопасно

Данной теме пытались придать высокий уровень гласности не только через петиции и сообщества, но и через СМИ.

Однако ГАИ оставалась непреклонной: тонировка стекол в РБ запрещена. Данная догма базируется на двух разных документах с, как ни странно, разным содержанием, но посвященных одному вопросу. Причем по одному из них тонировать стекла в автомобиле вроде как не запрещается, а по второму – нельзя от слова «совсем»…

Единые требования

Начнем разбор данной темы с выдержки из ответа ГАИ на соответствующую петицию автовладельцев:

«На территории государств – членов Евразийского экономического союза действуют единые требования к транспортным средствам, регламентированные ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств». В соответствии с пп.4.1 п.4 Приложения №8 транспортное средство должно быть оборудовано стеклами, предусмотренными изготовителем.

При дальнейшей доработке стекла транспортного средства путем нанесения на него пленочного покрытия без проведения соответствующих испытаний нельзя гарантировать соответствие стекла требованиям технических нормативных правовых актов (оптическим свойствам и свойствам, влияющим на безопасность стекла в аварийной ситуации), которые гарантируют производитель стеклового материала и изготовитель транспортного средства.

На основании изложенного оснований для внесения предложенных изменений не находим. Вопросы применения законодательства в других странах не относятся к компетенции ГАИ».

Здесь, помимо прочего, дан ответ на извечный вопрос автомобилистов «почему в России тонировка допускается?», а заодно присутствуют рассуждения на тему «при аварии тонированные стекла могут не так разлетаться, то есть это небезопасно». Тогда как быть с едиными требованиями стран – членов ЕЭК?

ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств

Этот документ предусматривает запрет на тонировку лобового и боковых (передних) стекол:

4.2. Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла).

Кроме того, светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%. Окрашенные в массе и тонированные стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов. Не разрешается применять стекла, покрытие которых создает зеркальный эффект.

Но речи о задних стеклах (заднее + боковые задние) автомобиля в этом документе не идет, только о передних. Именно это белорусские автовладельцы приводили в качестве аргумента, но у ГАИ был на это свой резонный ответ: «п.4.1. транспортное средство должно быть укомплектовано стеклами, предусмотренными изготовителем», о который всякая дискуссия разбивалась, как вода о прибрежные камни.

Что говорят Правила

Правила дорожного движения (далее – ПДД), действующие в Беларуси, более конкретны. В Приложении №4 «Перечень неисправностей», при которых автомобилю запрещено участие в дорожном движении, черным по белому написано:

п.37. На стеклах и (или) в оконных проемах транспортного средства установлены не предусмотренные его конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные.*

* Данные требования:
– не относятся к нанесенным на верхнюю часть ветрового стекла транспортного средства пленкам, покрытиям или напылениям шириной не более 140 мм, а также к шторкам на окнах автобуса, жалюзи или шторкам на заднем стекле легкового автомобиля при наличии у них с обеих сторон наружных зеркал заднего вида;
– не распространяются на транспортные средства, используемые для транспортного обслуживания, сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с законодательными актами.

Здесь присутствует запрет на любые покрытия стекол, даже полностью прозрачные, и шторки тоже. Причем как спереди, так и сзади – разделения нет. То есть по ПДД на любую тонировку стекол автомобиля в РБ распространяется табу.

Про техосмотр

Техосмотр у нас производится в том числе на основании ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств».

По данному документу стекла транспортного средства имеют несоответствия в случае коэффициента (степени) светопропускания стекла менее:

– ветрового стекла (стекла, применяемые для остекления переднего проема автомобиля) – 70%;
– передних боковых стекол – 70%;
– других стекол, если на них не нанесена изготовителем маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R», «V», «AS3».

Владельцам заводской тонировки повезло, им можно ездить на тонированных машинах (заднее и задние боковые стекла).

Про ответственность

За управление транспортным средством с несоблюдением условий, при наличии которых ПДД запрещено его участие в дорожном движении, предусмотрен штраф до одной базовой величины, при повторном нарушении в течение года – от двух до пяти базовых величин (ст.18.11 КоАП).

Но это не самое страшное, что может случиться. Инспектор ГАИ имеет полное право выдать водителю тонированной машины предписание на устранение нарушений правил эксплуатации транспортных средств. Проще говоря, на то, чтобы владелец содрал тонировку со стекол. При этом инспектор установит конкретный срок, до которого тонировку необходимо снять.

За неисполнение письменного требования предусмотрен штраф до двадцати базовых величин (ст.24.1 КоАП).

Что важно, водитель должен самостоятельно сообщить о выполнении предписания. А если он вдруг забыл это сделать, даже несмотря на то, что тонировку снял, все равно могут наказать по указанной выше статье. На практике такой механизм используется.

06.04.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 019 199
Запчастей
48 041
Шин
34570
Продавцов