Запрещено или разрешено: могут ли наказать водителя за тюнинг
Многие автовладельцы не просто стараются содержать свои машины в исправном техническом состоянии, но и пытаются придать им особенный вид посредством установки тюнингового обвеса. Однако с точки зрения закона к таким видоизменениям возникают вопросы.

Когда обвес «ненастоящий»
В редакцию bamper.by обратился один из читателей, который был встревожен новостью о том, что в России, где он часто бывает, водителей транспортных средств стали штрафовать за установленные в проемах окон дефлекторы. Почему эти, казалось бы, вполне безобидные с точки зрения безопасности устройства стали объектом пристального внимания ГИБДД? А что в Беларуси? Именно такие вопросы задал нам автовладелец. Давайте на них ответим.
Дефлекторы капота (в народе называемые «мухобойками»), оконных проемов, дополнительные багажники, усиленные бамперы, дополнительные световые приборы или модернизация существующих, столь популярные у джиперов, – всё это может в значительной степени улучшить внешний вид автомобиля. В комплекте с машиной подобный обвес предлагается не всегда, поэтому автомобилисты устанавливают его дополнительно, спрос на подобные видоизменения велик. Но законно ли это?
Для начала обратимся к ПДД, а именно к п.37 Приложения №4, где черным по белому написано, что запрещена эксплуатация автомобиля, на стеклах или оконных проемах которого установлены не предусмотренные конструкцией дополнительные предметы. К таковым как раз и относятся упомянутые дефлекторы оконных проемов: если конструкцией авто их установка не предусмотрена, значит, она запрещена, как и управление машиной, «прокачанной» таким способом.

Кто-то удивится, но до недавнего времени водителей могли наказать и за установленный на лобовом стекле видеорегистратор, поскольку конструкцией транспортного средства он тоже не предусмотрен. Правда, впоследствии для видеорегистратора в ПДД место нашли, но с оговоркой: он не должен ограничивать обзорность с места водителя. Так что имейте это в виду. Крепления для телефонов стоит добавить туда же.
Кстати, российские правоохранители в лице инспекторов ГИБДД ничего нового в законодательном плане не придумали. Дефлекторы окон и прочие штуки, не предусмотренные конструкцией машин, были запрещены давно, но только сейчас ГИБДД России стала обращать на это усиленное внимание. Ведь с точки зрения законодательства внесение изменений в конструкцию транспортного средства не допускается, поэтому и наказывают.
Требования безопасности
Для тех, кто не знал, скажем: требования к транспортным средствам и в Беларуси, и в России регулируются общим документом – Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011).
Закон о дорожном движении прямо говорит о том, что техническое состояние автомобилей и их конструкция должны соответствовать данному регламенту (ст.30). При прохождении техосмотра этот документ также является основополагающим (ст.33).
Многие водители считают, что наличие дефлекторов и иного обвеса на машине не является внесением изменений в конструкцию транспортного средства. И даже больше: некоторые уверены, что и документа, указывающего на это, на самом деле нет. «А вот и есть», – ответим мы.

В соответствии с постановлением МВД Беларуси №96 (в ред. №277 от 05.09.2022) внесение изменений в конструкцию транспортного средства – это изменение конструкции транспортного средства, связанное с исключением предусмотренных или установкой не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненное после выпуска транспортного средства в обращение и влияющее на безопасность дорожного движения.
Ключевым моментом здесь является словосочетание «влияющее на безопасность». Но как влияет на эту самою безопасность безобидный дефлектор оконного проема? Не секрет, что производители автомобилей перед тем, как их продукция пойдет в массы, проводят испытания в специальных лабораториях и на полигонах. Тесты проводятся на устойчивость, на сопротивление воздушным потокам, на аэродинамику, на обзорность и т.п. – исследований много, все они закрепляются научно подтвержденными документами.

Так вот, если мы поставим в оконный проем машины или на ее капот дефлектор, сопротивление воздушным потокам изменится и уже не будет соответствовать параметрам, предусмотренным заводом-изготовителем. И при определенных условиях это уже может повлиять на нашу безопасность. А инспектор ГАИ, конечно, не будет доказывать, на что влияют или не влияют установленные на машину дополнительные устройства. В его задачи входит контроль за соблюдением правил, прописанных законодательством. А раз конструкцией автомобиля различный обвес не предусмотрен, значит, быть его не должно.
Мы пока не слышали, чтобы в Беларуси штрафовали, например, за установленные дефлекторы. Но с точки зрения закона делать это местным инспекторам никто не мешает – это будет вполне правомерно.
Размер штрафов
Управление транспортным средством с несоблюдением условий, при которых участие в дорожном движении не допускается, влечет ответственность по ч.2 ст.18.11 КоАП «Нарушение правил эксплуатации транспортного средства», которой предусмотрен штраф в размере до одной базовой величины (базовая величина в Беларуси – 37 BYN. – Прим. редакции). При повторном нарушении в течение года штраф составляет от двух до пяти базовых. В России, кстати, за повторное подобное нарушение предусмотрено лишение водительских «прав». Так что в РБ в этом отношении закон действует мягче.
К нам в редакцию также поступают вопросы по поводу установки, например, более ярких ламп в фары или светодиодов. Тут вот какое дело: требования к устройствам освещения установлены Техническим регламентом Таможенного союза, о котором мы говорили выше. В нем четко прописано, что назначение, режим работы и цвет огней, количество световых приборов и их расположение должны соответствовать параметрам, указанным изготовителем в эксплуатационной документации транспортного средства.

Изменения допускаются, но только в соответствии со множеством требований, указанных в данном документе. И требования эти в значительной степени ограничивают возможность и желание автовладельца изменить свет в машине по своему вкусу. И если он тюнинг фар всё же сделал, то на техосмотре ему на это укажут и дадут от ворот поворот: меняйте оптику на то, что предусмотрено заводом-изготовителем.
По этому регламенту даже звуковой сигнал автомобиля должен соответствовать тому, который сделал производитель, то есть не претерпевать значительных изменений. На всё это есть обоснованные научно цифры, формулы и документы.
Любителям привинтить регистрационный знак машины на шурупы или болты скажем: дополнительные отверстия для крепления регистрационного знака или в иных целях не допускаются.
Таким образом, различные дефлекторы, дополнительные фары, фаркопы, багажники и всё то, что завод-изготовитель при выпуске автомобиля в эксплуатацию не предусмотрел, законом устанавливать запрещено. И сетовать на строгость законодательства тут не стоит, ведь безопасность превыше всего.
05.12.2023