Когда на колесах не та резина
Почему новые шины «не хотят» ехать
Весна уже достигла середины, но не все автовладельцы спешат «переобувать» свои машины – синоптики не радуют прогнозами погоды. Вместе с тем многие уже купили новую резину, но ехать она упорно «не хочет».
Автомобильные шины – не такой простой товар, как кажется, поэтому ситуации, при которой их купил, поставил и спокойно поехал, может не произойти. В этом вопросе очень много нюансов: автовладельцы могут испытывать дискомфорт от поездок, но продавец шин лишь разведет руками. Рассмотрим несколько случаев.
Андрей (автовладелец): «Для своего автомобиля по нормам я использую шины 245/40 R18, как того требует производитель согласно технической документации. Недавно купил новые шины и сразу «переобулся». Пока по городу катался в спокойном режиме, все было нормально, но когда я выезжаю за город, шины «бьют», ехать на скорости просто опасно – машину колотит. Только за неделю шиномонтаж посетил уже дважды, где на колеса постоянно навешивали грузила, то с одной, то с другой стороны, меняли шины местами и совершали другие манипуляции. Один из сотрудников автосервиса шепнул мне, что ситуацию не исправить, шины все равно будет разбалансировать и «бить», сколько грузил на них ни вешай. Да и требований предельных по биению для R18 нашим законодательством не предусмотрено. Это меня удивило».
R и дисбаланс
Для начала развеем одно заблуждение, в которое впадают некоторые автовладельцы по неопытности. Они считают, что маркировка, к примеру R18, означает радиус. На самом деле это не так. R – это обозначение радиальной конструкция шины, когда корд натянут от одного борта к другому таким образом, что металлические нити не пересекаются. Такие шины обладают лучшим сцеплением с дорожным покрытием, и они более устойчивы к качению, нежели шины диагональные (D), которые уже мало кто выпускает.
В свою очередь под разбалансировкой колес понимается динамический дисбаланс в сборе с колесом. В автосервисах его устраняют путем установки корректирующей массы, так называемых грузил.
А чем в принципе регулируются допуски по биению шин? Есть такой документ – ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия». Беларусь присоединилась к данному стандарту еще в 1997 году.
Как видите в этой таблице, есть предельно допустимая масса грузил, которую можно повесить на колесо, – 160 граммов.
Что самое интересное, технический стандарт ограничивается значениями R16. Поэтому если размер шин больше, то этот документ не применим. А другого пока и нет. О том, что делать в такой ситуации, расскажем в конце материала.
А если до R16?
В этом случае в отношении дисбаланса шин вышеупомянутый ГОСТ применим, но и тут некоторые продавцы умудряются предпринять попытки выкрутиться. Как в данном случае.
Владислав (автовладелец): «На новых шинах 195/65 R16 российского производителя я проездил ровно три месяца, после чего при движении авто стала чувствоваться значительная вибрация, а балансировка колес не помогла. Шины еще на гарантии, а проблемы уже не заставили себя ждать. Так быть не должно, о чем я и предъявил претензии продавцу, который забрал шины на рекламацию, как он выразился. Полученный ответ меня просто поразил (выдержка):
"В рамках исследования нужно отметить, что в Беларуси нет технического регламента, устанавливающего допустимые значения величин радиального и бокового биений для шин, бывших в эксплуатации. Шины могут менять свою однородность и геометрию только под воздействием внешних факторов, например удара о дорожное препятствие или езды с неправильным давлением в шинах. На основании изложенного в замене шин на новые отказываем"».
Просто удивительная логика: если поездил на шинах, значит, они уже «бэушные». А гарантия? Так можно и от шиномонтажа на новых шинах на километр отъехать и вернуться, а тебе скажут, что они уже б/у. Продавец в данном случае «забыл» тот факт, что шины на гарантии, а гарантийный срок – это срок, в течение которого продавец отвечает за качество товара. Именно такие требования содержатся как в законе о защите прав потребителей, так и в Гражданском кодексе. Тут все просто: продавец должен доказать, что недостатки товара возникли после передачи его покупателю, а не обратное. Что сделал продавец? Провел некую работу по рекламации. Но, позвольте, рекламация – это его личные «разборки» с поставщиком, а разбираться нужно с покупателем. При этом продавец обязан провести экспертизу качества товара в независимой организации, а не силами своих же специалистов или работников завода-изготовителя (поставщика), что происходит довольно часто.
Что говорят эксперты?
На сайте ООО «Судебно-экспертная коллегия» об экспертизе шин сказано следующее:
«Довольно часто при возникновении претензий пользователи обращаются непосредственно к продавцу шин, который в свою очередь предоставляет для проведения экспертизы своего специалиста. Как правило, крупные компании-продавцы имеют собственных специалистов, которые имеют свидетельства шинных экспертов, выданные НИЦ шинной промышленности РФ или изготовителями шин.
Такие эксперты могут давать заключения о причинах выхода шин из строя, и пользователи довольно часто соглашаются с данными заключениями. Если же компания-продавец не располагает такими специалистами, она обращается непосредственно к компании – производителю шин, которая также проводит экспертизу собственными силами. Однако в таких случаях экспертиза не является независимой, более того, производитель или продавец шин вообще не вправе ее проводить. Если пользователь не согласен с заключением, выданным ему компанией-продавцом или компанией-производителем, он дополнительно обращается в суд.
В ходе проведения повторной экспертизы выявляется, что заключения, сделанные экспертами предприятия-изготовителя или иными экспертами, не соответствуют Положению о порядке проведения экспертизы товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг), достоверности информации о товарах (работах, услугах), утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.01.2009 № 26, посредством которого регулируется порядок проведения экспертизы».
Так что, уважаемые продавцы шин, всякие ваши рекламации можете рассматривать внутри собственной организации, но не предъявлять данный документ покупателю как подтверждение должного качества проданных вами шин. В этом случае необходимо провести экспертизу, и только независимую.
Что делать?
Не важно, какого размера у вас шины, – если вы считаете, что их качество не соответствует заявленному производителем (продавцом), предъявляйте претензию продавцу (письменно отдельным документом, записью в книге жалоб и иным способом). При этом он обязан принять у вас товар ненадлежащего качества и провести проверку. Акты рекламации, о чем сказано выше, в расчет не принимаются – вместо них требуется проведение независимого исследования. Это прямая обязанность продавца – проводить такие проверки силами сторонней организации, у которой есть лицензия на подобные исследования.
Если продавец вашим законным требованиям не внял, тогда вам прямая дорога в суд с иском о защите прав потребителя, который госпошлиной, согласно положениям Налогового кодекса, не облагается. Сам факт отказа продавца от проведения независимой экспертизы – уже нарушение прав потребителя, что суд, конечно же, учтет при вынесении решения.
19.04.2022