Украли… Нет, нашли на штрафстоянке

Страшный сон автовладельца

Как вернуть автомобиль со штрафстоянки и нужно ли за это платить?

Страшный сон автовладельца: автомобиль в том месте, где был оставлен, отсутствует. Первая мысль – угнали. Но на самом деле все может обстоять иначе – автомобиль просто эвакуировали. Рассмотрим причины, а главное – что делать.

Украли… Нет, нашли на штрафстоянке

Принудительная эвакуация транспортного средства происходит довольно часто, особенно в крупных населенных пунктах, где есть проблемы с парковкой. Закон под термином «принудительная эвакуация» понимает принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел либо иным организациям, определенным законодательством, а также доставление транспортного средства путем непосредственного управления им сотрудником Госавтоинспекции на охраняемую стоянку в случаях, предусмотренных законодательными актами.

Не всякое нарушение влечет эвакуацию

За такой сложной формулировкой кроются на самом деле простые вещи, такие как нарушение Правил дорожного движения (далее – ПДД). Но не за всякое нарушение ПДД можно эвакуировать автомобиль. В соответствии со ст.8.10 ПИКоАП сотрудник ГАИ вправе производить задержание и принудительную отбуксировку, если совершены следующие правонарушения:

• ст.18.14 КоАП «Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления», при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения;
• ст.18.15 «Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования)», при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения;
• ч.1-4 ст.18.18 КоАП «Нарушение правил остановки и стоянки транспортного средства, а также иных Правил дорожного движения», в результате которого создано препятствие для дорожного движения, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него.

Если вышеперечисленные правонарушения имели место, то инспектор ГАИ вправе применить принудительную эвакуацию и доставить автомобиль на штрафстоянку.

Как забрать авто при нарушении ПДД

Согласно Инструкции о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства, утвержденной постановлением Совмина №986 от 17 октября 2014 г. (далее – инструкция), помещенное на охраняемую стоянку транспортное средство возвращается его собственнику (владельцу) или уполномоченному им лицу по первому требованию.

Тут очень важно – по первому требованию, при этом неоплата услуг по эвакуации и хранению либо неоплата штрафа не является основанием для невозврата автомобиля (п.11 инструкции). Таким образом, забрать автомобиль со штрафстоянки при нарушении ПДД можно безо всяких оплат, а работник автостоянки обязан транспортное средство передать. Никаких законных оснований удерживать автомобиль после поступления требования о возврате нет. И если с собственником (владельцем), которому обязаны вернуть авто после поступления требования, все понятно, то что за «уполномоченное лицо», не все знают.

Так вот, уполномоченное лицо – это лицо, имеющее право распоряжаться или пользоваться транспортным средством, подтверждаемое заверенной в установленном порядке доверенностью, а также иное лицо, представившее свидетельство о регистрации транспортного средства. Простыми словами: забрать автомобиль может любой, кто предоставит документы о его регистрации, причем вовсе не обязательно быть собственником транспортного средства.

Как забрать авто, если его признали «автохламом»

Борьба с «корчами» во дворах домов последнее время приобрела серьезный размах. И это правильно, ведь содержание автомобиля в надлежащем состоянии – обязанность водителя, предусмотренная ПДД (п. 9.3).

Но просто взять и затащить автомобиль, который признали неэксплуатируемым, на охраняемую стоянку нельзя. Для начала проясним, что такое неэксплуатируемое авто, иными словами – «автохлам». Согласно президентскому указу №348 от 09.08.2011 «О мерах по организации сбора, хранения неэксплуатируемых транспортных средств и их последующей утилизации»:

под неэксплуатируемым транспортным средством понимается транспортное средство, на котором отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), а равно имеется их деформация либо внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации, а также транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации (далее - надлежащее состояние).

Для начала должностные лица местных исполнительных или распорядительных органов обязаны установить собственника автомобиля, в том числе с привлечением ГАИ и предприятия «Белтехосмотр». После такого установления должностные лица должны направить собственнику извещение о необходимости в течение 30 календарных дней переместить «автохлам» на охраняемую стоянку, привести его в надлежащее состояние либо утилизировать. Если собственник не отреагировал на такое извещение, то автомобиль имеют право переместить на охраняемую стоянку по истечении указанного срока без воли владельца, так сказать.

В течение трех месяцев после помещения автомобиля на стоянку собственник «автохлама» имеет право обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган (исполком. – Прим. ред.) и подать письменное требование о его возврате.

Важно: в отличии от принудительной эвакуации авто за нарушение ПДД, где требование о возврате выражается устно, с «автохламом» дела обстоят иначе – требование должно быть письменным.

После письменного требования автомобиль (или то, что называют автомобилем, учитывая его состояние) возвращают владельцу на основании требования. Да, закон подразумевает возмещение затрат по эвакуации и хранению автомобиля, но неоплата таких услуг не является основанием для невыполнения требования о возврате: поступило письменное требование – обязаны вернуть без оплаты. В случае отказа от возмещения затрат они взыскиваются в судебном порядке.

Неподача требования о возврате неэксплуатируемого транспортного средства в течение трех месяцев со дня вручения акта осмотра данного транспортного средства, а при отсутствии сведений о собственнике (владельце) такого транспортного средства – трех месяцев со дня принудительного перемещения указанного транспортного средства признается отказом от права собственности на него.

Как забрать автомобиль, находящийся под арестом

Арест автомобиля является мерой обеспечения административного процесса, применяемой в целях исполнения постановлений по административному делу, проще говоря – дабы «понудить» нарушителя уплатить штраф. Применяется такая мера в основном за серьезные нарушения ПДД, такие как «пьянка» за рулем, например. И это обоснованно, поскольку штраф за подобное деяние, если на «продуве» свыше 0,8 промилле, – 200 базовых величин с лишением «прав» на пять лет. До 0,8 промилле – 100 базовых величин с лишением «прав» на три года (ст.18.15 КоАП). Не всякий «потянет» такие суммы. Пока штраф не уплачен, арест так и будет «висеть» с невозможностью забрать автомобиль со штрафстоянки. Но есть тут некое утешение, если так можно выразиться: в связи с изменениями ПИКоАП, вступившими в силу в 2021 году, хранение арестованного имущества осуществляется на безвозмездной (читай – бесплатной) основе (ч.11 ст.8.7 ПИКоАП).

Не оплатишь штраф – автомобиль могут реализовать с торгов и исполнить таким способом наказание в виде штрафа за счет реализации имущества.

Важно: наложить арест на транспортное средство могут только в том случае, если нарушитель (водитель) является собственником автомобиля, в противном случае – нет. Хотя на практике бывает всякое, по опыту знаем.

При привлечении к административной ответственности лица, не являющегося собственником транспортного средства, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 и ч.3 ст.18.15 КоАП, орган, наложивший административное взыскание, не позднее следующего дня после вынесения постановления о наложении административного взыскания информирует об этом собственника транспортного средства. При этом собственнику транспортного средства сообщается об основаниях и условиях возможного применения специальной конфискации транспортного средства за совершение виновным лицом в последующем аналогичных нарушений Правил дорожного движения (ч.6 ст.12.12 ПИКоАП).

Эвакуация эвакуации рознь

Часто бывает так, что прибывший по вызову инспектора эвакуатор уже погрузил или грузит автомобиль, когда объявляется владелец «железного коня». Нужно ли платить в этом случае?

Скажем прямо: на практике владельцев автомобилей довольно часто обязывают в подобных случаях уплатить стоимость эвакуации, в том числе и по решению судов. Мы с такой практикой не согласны и выразим следующее мнение.

Применительно к столице Беларуси в настоящее время действуют следующие тарифы (решение Минского городского исполнительного комитета №2915):

• полная погрузка – 63 рубля;
• частичная погрузка – 53 рубля.

Но тут есть одна особенность: эти тарифы называются (дословно) «Принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства на охраняемую стоянку». Уловили? Чтобы применить такой тариф и выставить автовладельцу «счет», автомобиль нужно, как мы считаем, доставить к месту хранения, как указано в официальном нормативном акте, а не поднять-опустить.

Но опять-таки повторимся: на практике бывает иначе, мнение чиновника может быть иным, поэтому каждый сам вправе оспаривать решение органов власти в установленном законом порядке.

ПОДЕЛИТЬСЯ

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

7 142 112
Запчастей
34 840
Шин
21716
Продавцов