Транспортный налог: отвечаем на вопросы читателей

Налоговая и представители других госструктур разъясняли автовладельцам нововведения, но вопросы все же остаются

Юрист поясняет на жизненных примерах.

Транспортный налог: отвечаем на вопросы читателей

«У меня вопрос по поводу транспортного налога, на который в ГАИ мне не ответили. Налог не уплачивают автовладельцы, транспортные средства которых старше 1991 года, то есть возрастом 30 лет и выше. Значит ли это, что мне не нужно будет в 2025 году платить транспортный налог, так как мой автомобиль будет старше 30 лет?»

В соответствии со ст.307-2 Налогового кодекса (далее – НК) не признаются объектом налога транспортные средства, выпущенные не позднее 1991 года или сведения о годе выпуска которых отсутствуют. То есть речь идет не о «возрасте» автомобиля, а о годе его выпуска. Поэтому и в 2025-м, и в остальные годы транспортный налог будет начисляться и подлежать уплате собственником.

«Что делать, если мне пришло извещение об уплате транспортного налога на прицеп марки МАЗ-381144 в размере 20 рублей. Прицеп приобретался в 1994 году новым и эксплуатировался до 2001 года, после чего был продан другому человеку без переоформления. Документов никаких не сохранилось».

Если прицеп передавался на стандартных регистрационных знаках (железных «номерах»), то такой прицеп можно снять с учета в ГАИ с целью его утилизации. Теперь для этого сам прицеп и документы к нему можно не предоставлять, главное условие – прицеп не должен эксплуатироваться в течение трех лет, предшествующих подаче заявления в ГАИ, то есть он не должен «светиться» по базам данных штрафов, страховок и пр. Это предусмотрено п.42 инструкции, введенной Постановлением Совмина №1849 «О государственной регистрации и государственном учете транспортных средств».

Если регистрационные знаки транзитные, то есть прицеп (транспортное средство) снят с учета в связи с продажей, то тут ситуация сложнее, ведь снять с учета для утилизации то, что уже было снято с учета, но для продажи, то есть по другому основанию, невозможно.

Как пояснили в ГАИ, данный вопрос необходимо разрешать путем внесения изменений в уже принятое ранее административное решение о снятии с регистрационного учета в связи с продажей. Простым языком: изменить основание для снятия с учета с «в связи с продажей» на «в связи с утилизацией». Это предусмотрено ст.28-1 закона «Об основах административных процедур» №433-З от 28 октября 2008 года. Но тут автовладельца может ожидать «сюрприз», поскольку при этом заявитель должен возвратить в ГАИ ранее выданное при совершении административной процедуры, то есть документы, «транзиты» и прочее. Где их взять, если их нет и владелец прицепа неизвестен?

Так что продавать прицеп нужно было в соответствии с требованиями Указа Президента РБ №504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств», то есть путем составления договора и с регистрацией его в ГАИ.

«Купил автомобиль в лизинг на несколько лет, но по факту не являюсь официальным владельцем авто. Все равно необходимо оплачивать этот налог мне или это должна делать лизинговая компания? Обязательно ли оплачивать его вообще на период лизинга?»

В соответствии со ст.307-1 НК при передаче транспортного средства в финансовую аренду (лизинг) плательщиком налога признается лизингополучатель, то есть то лицо, которое принимает имущество в лизинг на условиях, определенных договором. Так что налог начисляется и подлежит уплате фактическим автовладельцем, несмотря на то что в свидетельстве о регистрации в качестве собственника указана сама лизинговая компания. Платить транспортный налог она не должна.

«Я продал свой автомобиль по счет-справке. Теперь налоговая требует, чтобы я оплатил транспортный налог, мол, машина «висит» на мне и их не волнует, что она продана. Что мне делать в этом случае? Заранее спасибо».

Эта наиболее распространенная ошибка автовладельцев, которые считают, что при продаже автомобиля по счет-справке они перестают быть собственниками.

Во-первых, физические лица не могут продавать транспортные средства по счет-справке – это нарушение закона, а именно президентского указа №504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств». Только договор и регистрация этого документа в Госавтоинспекции.

Во-вторых, как следует из ст.224 Гражданского кодекса, новый владелец приобретает право собственности только после регистрации сделки в ГАИ, поскольку такая регистрация обязательна в силу закона:

Статья 224 ГК РБ. Момент возникновения права собственности у приобретателя по договору
2. Если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента его регистрации, если иное не установлено законодательством.

Если эти требования не соблюдены, то право собственности так и остается на «продавце», то есть перехода права к «покупателю» не произошло, ГАИ этой сделки не «видит» в силу невозможности ее увидеть, что произошло бы, если бы договор был зарегистрирован. Поэтому Налоговая инспекция начисляет транспортный налог на то лицо, которое указано в базе данных ГАИ как собственник. Что делать? Ответ на этот вопрос содержится выше, где речь идет о налоге на прицеп. Последовательность действий тут аналогичная.

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

7 562 211
Запчастей
29 086
Шин
22610
Продавцов