Техосмотр: как его пройти и кому
Эта процедура знакома каждому автовладельцу. Кто-то относится к ней безразлично, кто-то ее игнорирует, но споры о ее необходимости или бесполезности не утихнут, видимо, никогда. Поэтому речь сегодня снова пойдет о техническом осмотре автомобиля.

Состояние кузова
Сама процедура проведения техосмотра достаточно четко регламентирована законодательством. Так, Положением о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.04.2008 № 630, расписано, кто и по каким критериям должен оценивать состояние автомобиля.
Для получения допуска к участию в дорожном движении автомобиль проходит диагностику технического состояния, конструкции, оборудования, внешнего вида и комплектации на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 877.

Основные требования к состоянию автомобиля известны: состояние ходовой части, рулевого управления, тормозной системы, светотехники, двигателя должно быть в норме. Остановимся на не самых очевидных.
Первое – состояние лакокрасочного покрытия и кузова в целом. Для прохождения техосмотра на кузове автомобиля допускается одно повреждение ЛКП или отсутствие окраса на участке кузова диаметром более 5 см. Если повреждений на корпусе авто имеется несколько и каждое из них размером более 2 см в диаметре, то таких дефектов допускается не более трех.
Если на кузове есть одно сквозное или коррозионное повреждение диаметром более 10 см или более трех повреждений диаметром 5 см, то техосмотр владельцу такого авто пройти не удастся.

Но и здесь есть свои нюансы. Ранее специалисты диагностических станций использовали ТКП 309-2011, в котором это было прописано. Теперь на смену ТКП 309-2011 пришел технический регламент (ТР ТС 018/20), в котором требований ни по ржавчине, ни по нарушению целостности ЛКП в отношении кузова автомобиля нет.
Более того, ТКП 309-2011 Постановлением Минтранса от 10 февраля 2025 г. № 9 с 1 марта 2025 года официально отменен. Получается, что ни повреждение (отсутствие) ЛКП, ни сквозная ржавчина для прохождения техосмотра с целью получения разрешения на допуск к участию в дорожном движении помехой не являются. По какому пути будет осуществляться выдача свидетельства о ТО, узнаем в самое ближайшее время.
Фактический собственник
Второй по важности вопрос, которым задаются автовладельцы, – переносится ли техосмотр при смене собственника автомобиля, например при продаже. Вопрос этот остро встал в то время, когда при прохождении техосмотра владельцы авто уплачивали дорожный сбор. Получалось, что при продаже автомобиля покупатель также проходил техосмотр и уплачивал дорожный сбор. А суммы там были значительные.
Совмин Республики Беларусь пошел навстречу автовладельцам и с 1 января 2018 года разрешил переносить отметку о техосмотре при смене владельца после подтверждения факта выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

С 28 ноября 2023 года Постановлением Совмина от 20.11.2023 №791 эта норма была отменена. Теперь, как и до 2018 года, новый владелец обязан заново проходить техосмотр автомобиля.
На прохождение техосмотра можно поехать самому либо направить иное лицо, имеющее необходимые документы, в том числе водительское удостоверение на управление автомобилем такой же категории, к которой относится автомобиль.
Для удобства пройти техосмотр можно независимо от места госрегистрации вашего автомобиля на любой диагностической станции, соответствующей установленным законодательством требованиям, которая имеет разрешение на проведение техосмотра. Об этом говорит пункт №3 Положения о техосмотре.

Чтобы сэкономить время на прохождение техосмотра в Минске или любом другом городе Беларуси, на эту процедуру можно записаться предварительно. Многие станции оказывают услуги по предварительной записи онлайн или по телефону. Тогда можно приехать на станцию к своему времени и не стоять в общей очереди. При исправности автомобиля процедура техосмотра занимает не более 10-15 минут. Адреса станций, где можно пройти техосмотр, есть на сайте УП «Белтехосмотр», например в Минске их более тридцати.
***
В завершение темы отметим, что много вопросов водители задают на тему нужности или ненужности этой процедуры. Дескать, техосмотр не дает гарантии исправности автомобиля, за 1-2 года от даты техосмотра может много чего произойти с автомобилем. Да в и России техосмотр отменен – явно перед отменой проводился какой-то статистический анализ. Не занимая ничью сторону, отметим, что лишний раз убедиться в исправности своего авто – лишним не будет.
22.04.2025