Скользкая дорога: если водитель не справился с управлением
Осень потихоньку вступает в свои права: дождь моросит, листва опадает на проезжую часть, дорожники начинают усиленно резать асфальт и латать покрытие. Мало кто обращает на это внимание, но осенью количество ДТП возрастает. К примеру, не все водители успели перестроиться с агрессивного летнего стиля езды на более спокойный. Зимнюю резину так и вовсе до 1 декабря можно не менять. Вот и получается, что в новостных сводках все больше появляется сюжетов с заголовками «не справился с управлением», «не учел дорожные условия» и так далее…

Плохая дорога
Всегда ли виноват в таких случаях водитель? Спойлер: да. Ведь только он и никто другой отвечает за управление своим автомобилем. Ниже разберем несколько типичных ситуаций на дороге.
Путешествуя по стране, съезжая с трасс категории М, автомобилист попадает на менее ухоженные дороги. Это может быть и весь залатанный асфальт, и даже гравийка. Обочина тоже не всегда будет асфальтированной — вместо асфальта на обочины дорог насыпают песок и гравий.
Как латают асфальт и какими материалами? Совпадают ли они по своему составу с дорожным покрытием? Даже опытный технолог не всегда сможет рассказать об этом, что уж говорить о нас, простых обывателях. Поэтому часто бывает так, что сцепные свойства колес на различном покрытии могут оказаться разными, из-за чего машина может «вильнуть».
При опережении, резком выезде со второстепенной дороги на главную автомобиль, попав парой колес в песок на обочине, также может изменить свою траекторию. Как правило, последствия у такого «маневра» непредсказуемы.
Весной и осенью по гравийке ездят в основном в деревни, на дачи и с дач, часто полностью загруженные. А гравий бывает разный. Плотный и рыхлый, с мелкими камешками, булыжной крошкой или песком – соответственно, эти покрытия тоже могут сильно различаться по сцепным свойствам с шинами.

Все эти различные условия дорожного движения объединяет одно: опасность гравийного покрытия очевидна только для опытных водителей. Начинающие автомобилисты помнят только принцип «больше скорость — меньше ям», из-за чего легко вылетают в кювет или на встречную полосу. Ведь при маневрировании автомобиля на гравийном покрытии склонность к заносу автомобиля увеличивается ещё больше.
Листья на асфальте
Также не должно обманывать и усыплять бдительность водителя хорошее дорожное полотно, но присыпанное опавшей листвой. В осеннюю непогоду на асфальте может образоваться смесь из воды, грязи и листьев, на которой колеса также могут сорваться в пробуксовку.
На асфальтовом покрытии, пусть и скользком за счёт насыпанного песка, машина ведёт себя более-менее предсказуемо. На гравии — срывается в занос от любого резкого движения рулём и превышения скорости.
Подчеркнем еще раз. Водитель и только водитель несет ответственность за управление автомобилем. Конечно, нечищеные дороги не входят в зону ответственности водителя, это забота коммунальных и дорожных служб. Можно потом апеллировать к дорожникам и ремонтникам, но это уже будет потом.

***
Какие можем подвести итоги? Правила езды по залатанной дороге, по грунтовке или по дороге, усыпанной мокрой листвой, такие же, как при вождении зимой. Резкие движения, высокая скорость, активное маневрирование — всё это приведёт к сносу передней оси, заносу задней и потере управляемости. Поэтому — никаких резких движений, выполнение манёвров только с запасом скорости и расстояния, по заранее выбранной траектории.
Выбирать скорость движения по гравию нужно в зависимости от дорожных условий. В любом случае безопасным будет принцип: чем меньше скорость — тем больше управляемость.
При возникающем сносе задней оси быстро и плавно повернуть руль в сторону заноса независимо от типа привода, как только задняя часть машины двинулась обратно, плавно и быстро вернуть руль, выровняв траекторию движения.
25.10.2024