Самоуправство в жилых дворах: спасет ли шлагбаум

Ранее мы не раз поднимали тему нехватки парковочных мест во дворах. Время хоть и не стоит на месте, но парковок не прибавляется, мест для стоянки не хватает, особенно в районах старой застройки. Решение проблемы напоминает старую притчу про верблюда и игольное ушко. Переводя на «автомобильный» язык – надо или расширять придомовую территорию, или уменьшать количество автомобилей на отдельно взятой территории возле конкретного дома.

Самоуправство в жилых дворах: спасет ли шлагбаум

Чужим нельзя!

Другими словами, чтобы ограничить доступ посторонним транспортным средствам на внутридворовую территорию многоквартирных жилых домов, жильцы устанавливают шлагбаумы. Шлагбаум в силу статьи 130, 133 Гражданского кодекса Республики Беларусь относится к неделимому имуществу.

Вопросы по установке шлагбаума решаются только жильцами того дома, на придомовой территории которого планируется установка шлагбаума. Это или участники совместного домовладения, чьи полномочия определяются пунктом 7 статьи 159 Жилищного кодекса Республики Беларусь, или участники организации собственников, если создано ЖСПК (статья 167 Жилищного кодекса Республики Беларусь).

Если процедурные требования соблюдены и решение принято, то необходимо обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган. Местный исполком своим решением уполномочивает организацию собственников или уполномоченное лицо по управлению общим имуществом на выполнение проектно-изыскательских работ и выполнение благоустройства внутридомовой территории.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь издали совместное письмо от 11 сентября 2017 г. № 02-2-04/11800 / 18 сентября 2017 г. № 03-12/721 «Об установке шлагбаумов».

Письмо содержит последовательность действий местных исполнительных и распорядительных органов при выдаче разрешений на установку шлагбаумов на землях общего пользования. Официальная позиция указанных республиканских органов государственного управления заключается в том, что для проведения работ по установке шлагбаума местные исполнительные и распорядительные органы выдают заказчику следующие документы:

• разрешение на проведение работ по установке шлагбаума на землях общего пользования с указанием места его размещения без оформления акта землепользования;
• схему места размещения шлагбаума, согласованную территориальными подразделениями архитектуры и балансодержателями инженерных коммуникаций (сетей связи, газо- и электроснабжения), с техническими условиями на электроснабжение.

Основным противником установки заграждения может стать Мингаз, который необходимо убедить в том, что после установки шлагбаума не будет никаких препятствий в доступе к газовому оборудованию.

Далее следует пожарная инспекция и автоинспекция, которые тоже могут выступить против установки заграждения. Заявление пишется в свободной форме на имя начальника службы или ответственного лица. В документе необходимо обосновать необходимость установки шлагбаума и привести аргументы, которые покажут, что данное оборудование никак не помешает работе соответствующих инстанций.

Для пожарных важен своевременный и быстрый доступ на территорию. Одним из главных аргументов может стать тот факт, что на данный момент территория двора полностью заставлена посторонними автомобилями, которые в случае необходимости не позволят пожарному экипажу попасть во двор, а после установки шлагбаума количество их значительно снизится.

Другие инстанции

С ГАИ дело обстоит несколько проще, и им нужно доказать, что в случае необходимости любому экипажу будет предоставлен быстрый и своевременный доступ на территорию без промедления и проволочек.

И, конечно же, придомовая территория не должна быть сквозной – в этом случае никто установку шлагбаума не согласует. Но если все разрешения и необходимые согласования получены, то можно устанавливать шлагбаум. После установки и подключения проводятся испытания – и, если все хорошо, шлагбаумом можно пользоваться. Важно помнить, что беспрепятственный доступ автомобильного транспорта специального назначения на придомовую территорию либо на территорию районов (кварталов) индивидуальной жилой застройки обеспечивается заказчиком, в том числе путем оборудования шлагбаума устройством ручного открывания.

Самое печальное в вопросах парковки возле дома то, что шлагбаум появился, а споры между жильцами могут возникать относительно порядка пользования установленными шлагбаумами.

При таких обстоятельствах при возникновении спора между участниками совместного домовладения или организации собственников относительно вопросов, связанных с установкой и использованием шлагбаумов, заинтересованному лицу необходимо обращаться в суд общей юрисдикции с иском в отношении участников совместного домовладения или организации собственников.

***

Важно также понимать, что согласно пункту №10 Порядка, изложенного в вышеуказанном письме, шлагбаум может быть демонтирован, если он препятствует проведению работ по благоустройству территории, строительству (реконструкции) и (или) капитальному ремонту объектов капитального строительства, выполнение которых разрешено соответствующими решениями местных исполнительных и распорядительных органов за счет бюджета.

02.05.2025

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

15 937 551
Запчастей
49 383
Шин
37149
Продавцов