Продавец: «Оригинал, Германия», а на товаре – made in China
Кому верить и что делать
Многие отечественные автовладельцы стараются обслуживать свои автомобили оригинальными запчастями, тратя на это значительные суммы. Но когда под видом «оригинала» по факту они получают не то, встает вопрос: кто за это ответит?
Владимир: «Для своего автомобиля я приобрел оригинальные лампы OSRAM через сайт подбора запчастей. И из описания данного товара, и из содержания рекламного объявления следовало, что лампы произведены в Германии, причем на это делался акцент: мол, мы, продавцы, официальные поставщики. По факту оказалось, что на упаковке одна информация, а на товаре (лампах) другая, не соответствующая действительности. QR-кода нет, хотя такой код должен быть. Семизначный номер на упаковке должен быть, а по факту он состоит из 11 цифр и букв. Не стоит лишний раз говорить, что «оригинал» стоит дороже. Запросил у поставщика такую вот информацию:
Ответ был таков:
Мол, у вас оригинальные немецкие автомобильные лампы от официального поставщика, произведены в Германии, с указанием точного адреса производства! Попросил продавца пояснить мне нестыковки и еще раз ответить на вопрос: кто производитель? Китайскую подделку я и без него на любом рынке куплю в два раза дешевле. Продавец пока молчит».
Оригинал или подделка?
Начнем с рекламного объявления. В нем сказано: «Производитель Германия, оригинал, от официального поставщика». Об этом свидетельствует и ответ поставщика (на скриншоте выше). По факту и покупатель «оригинальных» немецких ламп, и продавец не заметили это:
Хоть и выпущен данный товар немецкой компанией, но физически произведен ее подразделением в Китае, а не в Германии, как указал продавец. German Technology, как гласит специальная марка, это хорошо, но… Продавец немного слукавил, вернее – не договорил по понятным причинам.
Этим теперь мало кого удивишь, ведь многие производители автотоваров производят свою продукцию в Китае, потому что там это дешевле. Качество же таких товаров может полностью как соответствовать оригинальному, так и от него отличаться. Тут, как говорится, «кот в мешке».
Мы о другом: продавец покупателя все же обманул, даже несмотря на невнимательность самого покупателя, ведь на упаковке о стране происхождения автомобильных ламп все указано. Это означает, что продавец несет ответственность, так как сообщил, причем неоднократно, неверную информацию, запрашиваемую покупателем.
Так, согласно ст.7 закона о защите прав потребителей (далее – закон) информация о товарах должна соответствовать некоторым очень важным моментам:
• такая информация должна быть достоверной;
• должна содержать наименование, место нахождения изготовителя, а также страну происхождения товара, если она не совпадает с местом нахождения изготовителя (п.2.9-1 ст.9 закона).
Причем если продукция реализуется через интернет, то еще до заключения договора информация, предусмотренная п.2.9-1 закона, доводится до потребителя в этих источниках. Простыми словами: такая информация должна содержаться в описании товара в объявлении. То есть в нашем случае недостаточно указать на упаковке: «Местонахождение изготовителя – Германия, место производства – Китай».
Все просто, но продавцы не хотят в своих рекламных объявлениях указывать такие неудобные «тонкости», снижающие привлекательность товара.
Что делать?
Как следует из ст.16 закона, если потребителю не предоставлена возможность получить достоверную информацию о товаре, а в нашем случае покупатель такую информацию запрашивал несколько раз (о месте производства товара), то он имеет право расторгнуть договор купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы.
При расторжении договора и (или) возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы потребитель обязан возвратить товар продавцу.
При расторжении договора и (или) возврате потребителю уплаченной за товар денежной суммы продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель) не вправе требовать от потребителя предъявления документа, удостоверяющего личность, за исключением случая, если при заключении договора использовались данные документа, удостоверяющего личность потребителя.
Так что тот факт, что покупатель обратился к продавцу с претензией, хоть и посредством заполнения электронной формы на сайте продавца, в том числе через мессенджер, уже означает, что время идет, ведь, как сказано в законе, «покупатель имеет право в разумный срок потребовать расторжения договора», поэтому долго тянуть с ответом мы продавцу не рекомендуем.
Указывать страну фактического происхождения товара он должен в силу закона, поэтому в нашей истории такое нарушение очевидно.
23.11.2021