Проблемный пассажир – чья это головная боль

От автомобиля до самолета

Что такое пассажир транспортного средства, знает каждый. Но пассажиры бывают разные: пьяные, буйные, под воздействием запрещенных веществ, грязные, со странным поведением. Если что-то случится, будет ли водитель отвечать за их действия?

Проблемный пассажир – чья это головная боль

Пассажир автомобиля

В новых ПДД, кстати, для пассажиров установлено требование по требованию сотрудника ГАИ пройти освидетельствование на предмет употребления алкогольных и иных запрещенных веществ. От того, в каком состоянии находится пассажир, зависит наказание, которое он может понести при нарушении ПДД. Да, пассажир такой же участник дорожного движения, как и водитель транспортного средства.

Например, если пассажир обычного автомобиля высунется в оконный проем (это запрещено п.24.2 ПДД) и это заметит инспектор ГАИ, то в трезвом состоянии это будет стоить ему от 1 до 3 базовых величин штрафа по ст.18.20 КоАП, пьяному – от 3 до 5 базовых. Если в результате открытия двери пассажиром будет поврежден стоящий рядом или двигающийся автомобиль, то отвечать придется пассажиру как лицу, виновному в причинении повреждений. В данном случае работают общие основания возмещения вреда, предусмотренные ст.933 Гражданского кодекса. Теперь поговорим о других пассажирах.

Такси

Водитель такси имеет право требовать от пассажира(ов) соблюдения общественного порядка. Если его требования не выполняются, он может прекратить поездку, потребовать произвести расчет за поездку согласно километражу, высадить из салона такси (способ законом не оговорен) или обратиться в милицию. Это предусмотрено постановлением Совмина №972 «О некоторых вопросах автомобильных перевозок пассажиров».

Пьяные пассажиры такси не редкость, но пьяный пьяному рознь. Если в таком состоянии пассажир нарушает установленные правила, то санкции не заставят себя ждать.

Пассажир – физическое лицо, непричастное к управлению транспортным средством и перевозимое в нем на основании договора автомобильной перевозки пассажира либо договора фрахтования для автомобильной перевозки пассажиров.

Общественный транспорт

А вы знали, что при входе в общественный транспорт пассажир обязан снимать с плеч рюкзак и держать его в руках? Это именно так, причем такая обязанность прописана в законе.

Обязанности пассажиров общественного транспорта четко регламентированы. Помимо ПДД, в которых они также содержатся, это еще и правила автомобильных перевозок пассажиров, и условия договора автомобильной перевозки. Если пассажир нарушает общественный порядок, у него неопрятный внешний вид, ненадлежащее поведение, он нетрезв, то это основания для отказа в поездке. Ровно как и намерение пассажира провезти с собой багаж или ручную кладь, провоз которых в общественном транспорте запрещен, а также неоплата проезда.

Статья 18.28. Безбилетный проезд
1. Безбилетный проезд пассажиров на всех видах городского транспорта, в поездах городских линий, а равно прохождение контрольного турникета (линии контроля) в метрополитене без наличия документа, подтверждающего право на проезд, – влекут наложение штрафа в размере от пяти десятых до одной базовой величины.

А может ли, например, контролер задержать пассажира, не оплатившего проезд? Отвечаем: не имеет права. Такие действия называются административным задержанием, что является прерогативой органов внутренних дел. В подобной ситуации контролер имеет право обратиться к правоохранителям, а уже они могут осуществить задержание «зайца».

Железнодорожный транспорт

Проблемный пассажир поезда может быть из поезда удален. Как следует из п.66 правил, установленных постановлением Совмина №609 «О перевозке пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом общего пользования», пассажиру может быть отказано в посадке, он может быть удален из поезда, если его действиями нарушается общественный порядок или спокойствие пассажиров. Сделать это в указанных случаях могут только сотрудники милиции. А что с остальными?

Медики могут высадить пассажира при возникновении у него заболевания, препятствующего дальнейшей поездке или угрожающего здоровью других людей. Пассажир удаляется из поезда на основании рекомендаций медицинских работников, непосредственно оказывающих ему медицинскую помощь на момент обращения.

Контролеры, осуществляющие проверку проездных документов (билетов) и правил провоза ручной клади, также могут указать пассажиру на выход, если билет не показан или проезд не оплачен.

Метро

Пассажир метро помимо основных обязанностей обязан также соблюдать санитарные нормы, держаться за поручни во время движения, не создавать своими действиями, а также состоянием и поведением неудобств другим пассажирам, не должен находиться в грязной одежде, не должен курить и распивать спиртные напитки, обязан не нарушать общественный порядок и еще много-много чего не делать.

Подобные нарушения могут стать причиной отказа в осуществлении поездки. Машинист поезда даже обязан сообщать в правоохранительные органы о нарушениях общественного порядка, обнаруженных на станциях или в салоне транспортных средств метрополитена вещах и документах, оставленных без присмотра, а также о противоправных действиях пассажиров и других лиц в отношении пассажиров.

Обо всем об этом можно подробнее узнать в правилах перевозок пассажиров метрополитеном, утвержденных постановлением Совмина №1088 от 24.11.2014.

Самолет

Авиакомпании самостоятельно устанавливают правила осуществления авиаперелетов пассажирами. Например, отечественная «Балавиа» в основных условиях перевозки указывает:

«Пассажир обязан выполнять требования государственных органов, касающиеся перемещения, предъявлять въездные, выездные и другие необходимые документы и прибыть в аэропорт в указанное перевозчиком время, а когда это время не было обозначено, то в сроки, достаточные для завершения предполетных формальностей.

За нарушение паспортно-визовых, таможенных, валютных, санитарных, карантинных и иных правил пассажир несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и обязан возместить перевозчику уплаченные последствием штрафы и (или) другие расходы».

А это для «нехорошего» пассажира может стоить очень и очень дорого.

27.12.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 019 199
Запчастей
48 041
Шин
34570
Продавцов