Приняли новые ПДД, но вопросы остались

Пешехода накажут за скорость

В последние годы появление новых правил дорожного движения анонсировалось властями неоднократно, и это неудивительно, ведь к действующим ПДД накопилось очень много вопросов. На некоторые из них ответы получены, но отдельные аспекты по-прежнему вызывают недоумение.

Приняли новые ПДД, но вопросы остались

Одним из главных новшеств, как мы считаем, стало закрепление негласного «правила двух полос». В соответствии с п. 2.51 ПДД под преимуществом понимается право на первоочередное движение в намеченном направлении, и это право считается предоставленным, если расстояние между транспортным средством и приближающимся пешеходом (в момент пересечения транспортным средством траектории движения пешехода) составило не менее двух полос движения транспортного средства (в том числе одну полосу и трамвайные пути попутного направления, одну полосу и разделительную полосу или зону, одну полосу и островок безопасности). Это важное изменение, которое существенно снизит градус напряжения между водителем и инспектором ГАИ при наличии спора о том, пропускал или не пропускал водитель пешехода, идущего по пешеходному переходу.

По требованию инспектора ГАИ водитель теперь должен предъявить для проверки свидетельство о регистрации и водительское удостоверение. Исключили наличие разрешений на средства связи, не нужно возить с собой страховой полис, а также разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Как сообщил заместитель начальника республиканской Госавтоинспекции на специальном брифинге, посвященном новым ПДД, «на сегодняшний день ГАИ располагает возможностью в режиме реального времени получать сведения о выдаче таких документов собственнику транспортного средства. Поэтому проверку заключения договора страхования транспортного средства и проверку техосмотра ГАИ берет на себя. Эти документы с собой возить не нужно».

Есть, правда, одно «но»: если транспортное средство не зарегистрировано в установленном порядке, то водитель обязан иметь при себе и предъявлять инспектору ГАИ вместе со свидетельством о регистрации и водительским удостоверением также документы, подтверждающие законность приобретения транспортного средства.

Ряд мер направлен на стимулирование использования электротранспорта. Среди них – возможность проезда электромобилей по полосе, предназначенной для движения общественного транспорта.

Вводятся и новые скоростные лимиты, согласно которым закрепляется возможность передвижения вне населенных пунктов на автомагистралях и дорогах для автомобилей мотоциклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей массой не более 3,5 т со скоростью не более 120 км/ч, а для автобусов – не более 100 км/ч.

Запрещается перевозить пассажиров, заведомо находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на мотоцикле (кроме бокового прицепа к нему) и мопеде. При этом данные лица по требованию сотрудников ГАИ будут обязаны пройти освидетельствование.

Вводится обязанность для водителей в период с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября при нахождении на дорогах в светлое время суток включать ближний свет фар. Раньше такая обязанность вменялась по отдельному распоряжению Госавтоинспекции. Для велосипедистов закрепляется обязанность их передвижения вне населенных пунктов в темное время суток в одежде со световозвращающими элементами. Исключением будут случаи движения по велосипедной дорожке. Пересекать проезжую часть велосипедист должен по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии – по пешеходному переходу, на перекрестке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствия для движения пешеходов. При этом велосипедист будет вправе не спешиваться. В принципе верно, зачем?

Появился новый дорожный знак «Зона с ограничением максимальной скорости движения». При его наличии скорость движения транспортных средств по определенным территориям, например в зоне плотной жилой застройки, ограничивается 30 км/ч.

Эвакуировать машину теперь могут и за парковку на месте, предназначенном для инвалидов (на припарковавшемся авто нет знака «Инвалид») или для зарядки электромобиля. Раньше это осуществлялось при отсутствии у водителя прав на управление транспортным средством, по «пьяной» статье или за нарушение правил остановки (стоянки), когда создана угроза безопасности граждан или препятствие для движения.

Важно отметить еще один момент. Появилось понятие «средство персональной мобильности» – устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее).

Давно пора было дать определение все этим современным девайсам. Передвигаться на них можно по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствия для движения других пешеходов. Рекомендуется наличие шлема (т.е. не обязательно), а скорость не должна быть более 25 км/ч. По требованию инспектора ГАИ лицо, управляющее средством персональной мобильности, обязано пройти проверку (освидетельствование) на предмет нахождения в состоянии опьянения. Детям до 14 лет управлять средствами персональной мобильности можно только в пешеходных и жилых зонах.

Пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.

Введение таких новшеств, безусловно, оправдано и назревало давно, но есть в новых ПДД и не совсем однозначные, по нашему мнению, вещи.

Определения в ПДД (п. 2.27–2.28):

мопед – двух- или трехколесное механическое транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом до 50 куб. сантиметров (в случае двигателя внутреннего сгорания) или электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и не более 4 кВт и имеющее максимальную конструктивную скорость движения, определенную его техническими характеристиками, не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками;

мотоцикл – двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом 50 куб. сантиметров и более (в случае двигателя внутреннего сгорания) или максимальная конструктивная скорость которого (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства с приводами управления мотоциклетного типа, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 550 килограммов (без учета массы аккумуляторов электрических транспортных средств) и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт. 

Слово «приравниваются» вызывает некоторые вопросы, ведь перечня таких устройств мы не видим. Тот же электросамокат, например, может развивать скорость до 80 км/ч (а может и выше), и тогда что это? Средство персональной мобильности (СПМ), исходя из его определения, не может быть транспортным средством, и скоростных ограничений в определении этого понятия нет, но если это устройство превышает характеристики мопеда или даже мотоцикла, то оно все равно относится к СПМ? Согласно новым ПДД человек, передвигающийся на СПМ, – это пешеход (определение приведено выше). Как сказано в п. 18.5.1 ПДД (п. 18 «Пешеходу запрещается»), на средствах персональной мобильности разрешается передвигаться со скоростью не выше 25 км/ч. А если выше? Тогда по факту нарушен пункт ПДД и пешехода накажут за превышение скорости? И по какой статье административного кодекса?

Еще на стадии обсуждения изменений в ПДД Госавтоинспекция планировала приравнять электросамокаты, развивающие скорость свыше 25 км/ч, к мопедам или мотоциклам. Теперь же, когда текст новых правил уже в открытом доступе, не совсем понятно, будут или нет такие скоростные устройства (свыше 25 км/ч) считать мопедами (мотоциклами), если само определение СПМ начинается со слов «устройство, не являющееся транспортным средством». Хотелось бы четких и однозначных формулировок. Ведь интересно получается: кто-то на мопеде едет до 50 км/ч, и он – водитель со всеми вытекающими отсюда последствиями (включая наличие прав, страховки, техосмотра и т.п.), а кто-то «валит» на электросамокате под сотню и при этом является пешеходом...

03.05.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 987 000
Запчастей
47 898
Шин
36072
Продавцов