Повреждение авто при эвакуации – кто понесет ответственность

Нарушение Правил дорожного движения помимо привлечения к административной ответственности может повлечь за собой еще один негативный момент – принудительную эвакуацию. Но что делать, если при этом машину повредили?

Повреждение авто при эвакуации – кто понесет ответственность

Для начала разберемся, что такое в принципе принудительная эвакуация. Согласно постановлению Совмина №986, которым утверждена инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации), эта процедура официально характеризуется так: 

принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства – принудительное перемещение транспортного средства с использованием средств эвакуации, принадлежащих органам внутренних дел, органам пограничной службы либо иным организациям, определенным законодательством, а также доставление транспортного средства путем непосредственного управления им сотрудником Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее – Государственная автомобильная инспекция), органа пограничной службы на охраняемую стоянку в случаях, установленных законодательными актами.

Решение о принудительной эвакуации принимает сотрудник Госавтоинспекции, уполномоченный составлять протоколы за нарушение ПДД.

Принудительная эвакуация сотрудниками ГАИ может осуществляться только в следующих случаях:

• управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления;
• нахождение за рулем в пьяном виде или под влиянием запрещенных веществ;
• нарушение правил остановки и стоянки.

Так что совершение вышеперечисленных правонарушений может стать основанием для перемещения автомобиля из точки «А» в точку «Б» с соблюдением, конечно же, необходимых требований.

Закон РБ «О дорожном движении» при этом обязывает лицо, принявшее решение об эвакуации транспортного средства, немедленно проинформировать об этом оперативно-дежурную службу милиции по месту нахождения автомобиля, а сотрудники «дежурки» затем незамедлительно принимают меры по информированию собственника о местонахождении эвакуированного авто.

Заглянем еще в один документ – Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях, где в статье 8.10 говорится о том, что перед принудительной эвакуацией проводится осмотр автомобиля, составляется протокол об этом действии:

6. Осмотр транспортного средства проводится в присутствии лица, управляющего этим транспортным средством, либо собственника или представителя собственника транспортного средства, а при невозможности обеспечить участие указанных лиц – в присутствии не менее двух понятых либо с применением звуко- и видеозаписи с соблюдением условий, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В протоколе осмотра указываются: дата и время произведенной принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства, место (адрес), с которого она производится, тип и марка (модель) транспортного средства, его регистрационный знак, перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства, адрес охраняемой стоянки, на которую будет помещено данное транспортное средство, должность, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, составившего протокол.

При помещении транспортного средства на охраняемую стоянку в протоколе также указывается наименование организации, фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) лица, принявшего данное транспортное средство на хранение.

Протокол составляется в трех экземплярах: первый остается у лица, которое произвело принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортного средства, второй – на охраняемой стоянке, третий – у собственника (владельца) транспортного средства.

Обратите внимание, что в протоколе указываются видимые повреждения, которые имеются на момент принятия решения об эвакуации, при этом может производиться фото- или видеосъемка. Но что делать, если после принудительной отбуксировки повреждений стало больше?

Кто ответит?

Закон РБ «О дорожном движении» отвечает на этот вопрос однозначно: за повреждения, причиненные транспортному средству во время его принудительной отбуксировки (эвакуации), нахождения транспортного средства на охраняемой стоянке, а также во время его отбуксировки без помещения на такую стоянку, ответственность несут юридические лица, работники которых осуществляли принудительную отбуксировку (эвакуацию), хранение, отбуксировку транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку (ст.19-1 закона).

Об этом же сказано и в п.5 инструкции о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации).

ВАЖНО: Доступ собственника (владельца) транспортного средства или уполномоченного им лица к принудительно отбуксированному (эвакуированному) транспортному средству, находящемуся на охраняемой стоянке, производится круглосуточно в присутствии работника, осуществляющего его охрану.

Так что стандартный ответ на ваше обращение: «Рабочий день закончен, приходите завтра» – в данном случае не работает. Доступ собственника к осмотру авто должен предоставляться круглосуточно – и никак иначе.

Исходя из всего этого, смоделируем ситуацию и алгоритм ваших дейстивий.

Инспектор ГАИ принимает решение об эвакуации и проводит осмотр машины, составляет об этом протокол и указывает имеющиеся повреждения. Дальше автомобиль грузится на эвакуатор – таким образом, ответственность за сохранность имущества уже лежит на организации, которой принадлежит данный эвакуатор. Заметьте: не водитель эвакуатора отвечает «если что», а его работодатель – юридическое лицо.

Затем авто попадает на штрафстоянку, где сотрудники осуществляют прием транспортного средства и проверяют сведения о повреждениях, указанные в протоколе осмотра. Как только документы приняты, а подписи поставлены, эвакуированная машина попадает в сферу ответственности юридического лица, которому принадлежит автостоянка.

При возврате транспортного средства в случае требования собственника (владельца) или уполномоченного им лица осуществляется осмотр транспортного средства, по результатам которого составляется акт. В акте отражаются основания для проведения осмотра, а также перечень имеющихся видимых дефектов и повреждений транспортного средства. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается собственником (владельцем) транспортного средства или уполномоченным им лицом и работником, осуществлявшим охрану транспортного средства (п.14 инструкции).

Что делать?

Если обнаружены повреждения машины, следует вызвать милицию, сотрудники которой проведут осмотр места происшествия, истребуют необходимые документы и проведут опрос лиц, что в своей совокупности позволит определить, на какой стадии машина была повреждена. Если при эвакуации – ответит организация, владеющая эвакуатором; если в период хранения на стоянке – собственник данной стоянки.

Если эти организации ущерб автовладельцу погашать откажутся, придется обращаться в суд с иском.

Кто еще может эвакуировать?

Немного и об этом. Принять решение о принудительной эвакуации может судебный исполнитель в случае установления принадлежности транспортного средства должнику (ст.67 закона об исполнительном производстве).

Органы пограничной службы также могут принять подобное решение при нарушении правил пребывания в пограничной зоне (ст.37-1 Закона РБ «О государственной границе Республики Беларусь»).

03.01.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 019 199
Запчастей
48 041
Шин
34570
Продавцов