Потеря точки опоры
Многие помнят недавний случай на МКАД, где у автомобиля такси на ходу оторвалось колесо и на некоторое время стало самостоятельным участником дорожного движения. В таких случаях колесо, имея приличную скорость и энергию, может прилететь в другие автомобили на дороге или в людей на остановке. В общем, натворить бед. Рассмотрим с точки зрения законодательства, кто несет ответственность в подобных случаях. Перво-наперво обратимся к Правилам дорожного движения.

В подпункте 9.3 пункта 9 указывается, что водитель обязан содержать участвующее в дорожном движении транспортное средство в технически исправном состоянии, проверять его техническое состояние перед началом движения, а также содержать в чистоте его стекла и внешние световые приборы. Согласно этому подпункту, водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего автомобиля. Поэтому если будет установлено, что дорожно-транспортное происшествие имело место из-за технической неисправности автомобиля, возникшей по вине водителя из-за неправильной эксплуатации авто, то всю ответственность за случившееся будет нести собственник транспортного средства. Если автомобиль принадлежит частному лицу – ответственность за его состояние несет владелец.
Кроме имущественной ответственности, которая скорее всего будет возмещена страховой компанией по полису обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСГОВТС), водителя могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 18.11 – за эксплуатацию автомобиля, имеющего неисправности. Штраф за это относительно небольшой – до одной базовой величины.

Но, допустим, водитель заезжал на СТО. Сейчас как раз апрель, автомобилисты массово меняют зимние шины на летние. Работник СТО закрутил болты пневмопистолетом, а затянуть их вручную забыл. Водитель уехал, а спустя некоторое время колесо перестало быть частью машины. Отвечать в любом случае будет водитель. Но если ремонт колес был осуществлен на СТО, а спустя некоторое время по пути следования колесо оторвалось и повредило другой автомобиль, то водитель вправе обратиться с претензией к СТО. Между автовладельцем и станцией техобслуживания может возникнуть спор по поводу причины отрыва колеса. В таком случае СТО должна провести экспертизу качества выполненных работ, и если будет установлена вина СТО – то СТО будет возмещать ущерб.
А с другой стороны, каждому водителю будет не лишним самому проверить, как затянуты колеса на его авто.
Если автомобиль принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, то в соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008г. № 313-З «О дорожном движении» в целях обеспечения безопасности дорожного движения юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, самоходные машины, обязаны осуществлять контроль за соответствием технического состояния и конструкции принадлежащих им транспортных средств, самоходных машин обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, технических регламентов Таможенного союза, а также технических регламентов Евразийского экономического союза и недопущением транспортных средств, самоходных машин с нарушением установленных требований к участию в дорожном движении.
На практике это выражается в обязанности организовать ежедневный предрейсовый технических осмотр автомобиля. Неисправный автомобиль просто не может выехать на линию. Это в теории. В жизни бывает так, что неисправные машины становятся участниками ДТП.
За допуск неисправного транспортного средства предусмотрена административная ответственность. В соответствии со статьей 18.21 КоАП Республики Беларусь за допуск к участию в дорожном движении лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, транспортного средства, имеющего неисправности, при наличии которых его участие в дорожном движении запрещено, либо переоборудованного без соответствующего разрешения, либо не зарегистрированного в установленном порядке, либо в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении, налагают штраф в размере от четырех до шести базовых величин.
Постоянно следим за состоянием автомобиля – и он отплатит надежной службой в течение многих лет.
01.04.2025