Плюсы и минусы европротокола

Стоит ли водителям не вызывать ГАИ при ДТП

Дорожно-транспортное происшествие всегда неприятно для любого водителя. Ждать приезда ГАИ приходится порой долго, но можно и не ждать.

Европротокол, или так называемое извещение о дорожно-транспортном происшествии, дает такую возможность, если водители могут, как говорится, полюбовно разобраться в обстоятельствах аварии без привлечения к этому Госавтоинспекции.

Плюсы и минусы европротокола

Сразу несколько законодательных актов позволяют воспользоваться таким инструментом. Это ПДД (п.31.4 главы 6) и Указ Президента РБ №530 «О страховой деятельности» (п.192, далее – Указ), в которых перечислены обстоятельства, когда возможно составление европротокола.

Сразу сделаем важную оговорку: наличие этих обстоятельств должно быть ОДНОВРЕМЕННЫМ, то есть все они должны присутствовать в совокупности, отсутствие одного из них не позволяет прибегнуть к составлению документа.

Обстоятельства следующие:

• в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в аварии;
• ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
• водители транспортных средств имеют право управления транспортным средством соответствующей категории;
• в отношении транспортных средств имеются действующие договоры страхования;
• обстоятельства причинения вреда, характер и степень повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у участников ДТП;
• участники аварии не предъявляют претензий к состоянию друг друга (не находятся в состоянии алкогольного или иного опьянения);
• вред, причиненный каждому транспортному средству, по оценке участников аварии не превышает 800 евро.

При наличии всех этих обстоятельств участники ДТП заполняют бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии и ставят свои подписи. При этом все пункты бланка должны быть заполнены, исправления не допускаются. Стороны также обязаны сообщить друг другу свои ФИО, адреса, наименования страховщика, предъявив при этом страховой полис.

Тут нужно знать, что при подаче документов в страховую компанию страховщик имеет право назначить проведение независимой экспертизы причастных к ДТП транспортных средств в случае обнаружения противоречий, касающихся характера и перечня видимых повреждений и обстоятельств причинения вреда, зафиксированных в извещении.

Если страховки не хватило

Лимит выплат по европротоколу – 800 евро. Больше данной суммы у потерпевшего получить не получится. Если вдруг окажется, что этих денег для ремонта не хватит (например, участники аварии не увидели скрытых повреждений, чтобы правильно оценить размер ущерба, и т.п.), то действия потерпевшего следующие.

В соответствии с п.160 Указа, а также п.11 Постановления Пленума Верховного суда Республики Беларусь №9 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного транспортными средствами», если страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, разница между страховым возмещением и фактическим ущербом возмещается виновником ДТП. Для этого потерпевшему придется обращаться в суд с иском.

Плюсы европротокола

Это удобно, вы экономите время, не нужно ждать инспекторов ГАИ. К тому же данный способ урегулирования ситуации участниками аварии самостоятельно и без участия Госавтоинспекции является современным и цивилизованным.

И что самое важное, на наш взгляд, – для виновника аварии это еще и шанс не стать пешеходом, поскольку при ДТП ГАИ составляет на виновника аварии протокол по ч.12 ст.18.13 КоАП, санкция которой предусматривает лишение «прав» на срок до двух лет. И кто знает, каким будет результат рассмотрения протокола в ГАИ.

Кроме того, с виновника аварии еще могут взыскать деньги за простой общественного транспорта, если в результате аварии образовался затор. Это тот случай, когда время – деньги. Так что для виновной в ДТП стороны европротокол – это не только, возможно, сохраненные «права», но и сэкономленное время, деньги (штраф + санкции за простой транспорта), что немаловажно. Для потерпевшего – сэкономленное время.

Минусы европротокола

Вернее, даже не минусы, а негативные ситуации, в которые могут попасть участники аварии, прибегнувшие к составлению европротокола.

В соответствии с п.162 Указа уплата страхового взноса при оформлении страховки может производиться в два этапа – по 50% в полугодие. Порой водители забывают об этом, и по факту по истечении полугода при неуплате второй части взноса страховка прекращает свое действие, хотя сам бланк страхового полиса остается у водителя. Затем участник аварии перед составлением европротокола предъявляет страховку второму участнику аварии, возможно, забыв об этом (умысел не рассматриваем, это не имеет значения). После аварии стороны разошлись…

Потом страховая компания, выплатив страховку потерпевшему, узнает о данном обстоятельстве, после чего имеет право потребовать вернуть уплаченную сумму как выплаченную необоснованно (п.206 Указа). Почему? Возвращаемся в начало статьи и смотрим на обстоятельства, при одновременном наличии которых возможно составление европротокола, – в отношении транспортных средств имеются действующие договоры страхования.

Если об этом станет известно до получения страхового возмещения, то в получении страховки откажут по той же причине, и тогда потерпевшему дорога в ГАИ с заявлением о начале административного процесса по факту аварии. При этом обратите внимание на важный момент: привлечь виновника к ответственности госорганы могут лишь в течение двух месяцев после аварии.

Поэтому обоим участникам аварии, пожелавшим составить европротокол, следует обратить пристальное внимание на следующие места в страховых полисах:

Внимание! Проверить действие страхового полиса можно на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию по ссылке.

Еще один момент – водительское удостоверение. При составлении европротокола наличие этого действующего документа также обязательно. Допустим, один из участников аварии предъявил другому водительское удостоверение. А если этот водитель его лишен? Например, его поймали пьяным за рулем, а водительское удостоверение он тогда не предъявил, сославшись на то, что будто бы забыл его дома. Права управления транспортным средством его в этом случае все равно лишат, но «корочка» у него останется, пусть нарушитель и не сдал ее в ГАИ, как того требует закон (опять-таки мотивы мы не рассматриваем).

Снова поднимаемся в начало текста к обстоятельствам, при одновременном наличии которых возможно составление европротокола, – водители транспортных средств имеют право управления транспортным средством соответствующей категории. А такого права на момент ДТП у водителя-лишенца уже нет, даже при наличии водительского удостоверения по факту.

Если наличие действующего страхового полиса еще можно проверить, то база данных водительских удостоверений простому водителю недоступна.

Последствия этого аналогичны отсутствию действующей страховки (смотрим выше).

Новые ПДД и европротокол

Как стало известно совсем недавно, в Беларуси законодательно приняты новые ПДД, которые вступят в силу во второй половине 2022 года. Согласно и новым, и пока действующим Правилам водитель обязан иметь при себе и предъявлять инспектору ГАИ документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования, за исключением случаев, когда такой документ заключен в электронном виде.

Однако, как пояснил представитель Госавтоинспекции на пресс-конференции (на отметке 25.14):

«Мы отказываемся от наличия при себе у водителя страховки и документов, подтверждающих прохождение техосмотра. На сегодня ГАИ располагает возможностью в режиме реального времени получать сведения о выдаче таких документов собственнику транспортного средства. Поэтому проверку заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев ТС (транспортных средств) и проверку разрешений на участие ТС в дорожном движении ГАИ берет на себя. Эти документы с собой возить будет не надо».

«Мы отказываемся...», то есть это инициатива ГАИ, которая требовать у водителя этот документ для проверки его наличия при себе не будет, как сказал представитель ведомства. Хотя в ПДД все же речь идет о наличии при себе страховки (п.12.1.4 действующих пока ПДД и п.12.1.3 новых ПДД): «Водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать для проверки… документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования».

Таким образом, даже с учетом комментария ГАИ и положений ПДД по данному поводу, остается неясным ключевой момент – должен иметь водитель при себе страховой полис или нет? Мы за то, чтобы этот документ присутствовал у водителя.

Например, если участник ДТП захочет составить европротокол, то как второй участник аварии (или оба) проверит наличие полисов при их физическом отсутствии? Интернета в месте ДТП, допустим, нет, смартфон может быть разряжен или отсутствовать. И ГАИ, наличие которой при составлении европротокола законом не предполагается, разумеется, тоже нет. Как тогда поступить участникам аварии?

11.05.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 039 471
Запчастей
45 235
Шин
34608
Продавцов