Отдаем машину на СТО правильно
Что нужно знать автовладельцам и какие гарантийные сроки предусмотрены после ремонта
С ремонтом автомобиля сталкивался каждый автовладелец, и в этом, как правило, на помощь приходят организации автосервиса. Но будет неверно просто оставить там машину под честное слово и ждать результат.
Чтобы защитить себя от возможных неприятностей, следует все документально оформить, причем сделать это правильно. Ведь, как показывает практика, специалисты СТО не всегда выполняют свои обязательства. Сегодня поговорим об этих самых правилах.
Ремонт автомобиля регулируется тремя основными документами:
• СТБ 1175-2011 «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения»;
• Правилами бытового обслуживания потребителей;
• Законом РБ о защите прав потребителей.
Для начала отметим, что положения СТБ не распространяются на деятельность по обслуживанию транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, связанных с предпринимательством (как и закон о защите прав потребителей). Выражаясь простыми словами, на водителей такси, к примеру, СТБ не распространяется.
Персонал, который оказывает услуги по ремонту автомобилей, должен иметь документально подтвержденную квалификацию, соответствующую сложности выполняемых работ, а также обладать знаниями и навыками согласно квалификационным справочникам. Так что «гаражных» специалистов на территории СТО быть не должно – только квалифицированные мастера.
Заявка (заказ) на обслуживание
Это первый документ, который должен быть оформлен автосервисом и обязательно зарегистрирован в специальном журнале или электронной базе данных с указанием следующих сведений:
• ФИО;
• место жительства заказчика;
• марка, модель, год выпуска, пробег, VIN транспортного средства;
• перечень работ, которые просит произвести потребитель;
• дата оформления заказа и планируемый срок выполнения работ.
Оформление данного документа должно производиться при предоставлении транспортного средства, а также документа, удостоверяющего личность, и свидетельства о регистрации автомобиля.
Следует знать, что порядок нахождения автовладельца в зоне, где производится ремонт ТС, устанавливает автосервис, и если вас попросят подождать окончания работ вне зоны ремонта, то это законное требование автосервиса.
Приемо-сдаточный акт
Этот документ составляется в том случае, если автовладелец оставляет свое транспортное средство для ремонта на СТО и удаляется восвояси. Его составление производится вместе с заказом (заявкой) на обслуживание.
Приемо-сдаточный акт должен содержать:
• сведения о комплектности и видимых наружных повреждениях;
• о переданных потребителем материалах (запчастях) с указанием их наименования, описания и цены;
• о наличии топлива, рабочих и эксплуатационных жидкостей;
• подписи исполнителя и потребителя.
Документ составляется в двух экземплярах, один из которых должен быть вручен потребителю.
Если в результате ремонта специалистами автосервиса выявлены неисправности, которые угрожают безопасности движения транспортного средства, СТО обязана проинформировать об этом потребителя и при наличии возможности предложить их устранить. Если потребитель с этим не согласен, то при выдаче ему автомобиля организация автосервиса должна проставить в документе, подтверждающем оказание услуги, отметку: «Транспортное средство имеет неисправности, угрожающие безопасности движения».
Перед выдачей автомобиля специалисты СТО должны проверить качество произведенных работ, комплектность и техническое состояние транспортного средства. Если такая проверка подразумевает поездку на автомобиле, то это возможно только с согласия потребителя, что отражается в документе, подтверждающем заказ. Об ответственности за преднамеренное использование вашего транспортного средства сотрудниками автосервиса можно прочитать здесь.
Документ, подтверждающий оказание услуги
Форма документа определяется и утверждается автосервисом, но, как правило, это называется актом выполненных работ. Составляется он в двух экземплярах и должен содержать обязательные реквизиты:
• наименование документа (номер, дата составления); наименование исполнителя (если ИП, то ФИО);
• ФИО потребителя и его место жительства; марка, модель, год выпуска, регистрационный знак, пробег и VIN автомобиля;
• перечень выполненных работ с указанием их нормо-часа и стоимости; перечень использованных компонентов (запчастей) и технических жидкостей с указанием их стоимости;
• должность и ФИО работника СТО, ответственного за контроль качества;
• дату приемки автомобиля потребителем с отметкой об отсутствии претензий по комплектности и внешнему виду, а также по стоимости ремонта, что удостоверяется подписью.
При этом все замененные дефектные узлы, блоки, модули и другие детали должны быть возвращены потребителю. Данный факт должен быть отражен в документе, подтверждающем факт оказания услуги.
Выдача автомобиля
Выдача транспортного средства осуществляется при предъявлении документа, подтверждающего заказ, приемо-сдаточного акта, документа, удостоверяющего личность, свидетельства о регистрации транспортного средства (техпаспорта).
Факт выдачи автомобиля подтверждается подписями в приемо-сдаточном акте. Претензии, касающиеся комплектности и внешнего вида, должны быть письменно предъявлены потребителем при получении автомобиля.
Потребитель вправе проверить качество работ путем внешнего осмотра и опробования работы отдельных элементов. Контрольно-диагностические работы по проверке технического состояния автомобиля производятся по просьбе автовладельца, но за дополнительную плату.
Оплата услуг
В соответствии с законом о защите прав потребителей расчеты по оплате могут осуществляться в наличной или безналичной форме, при этом исполнитель обязан предоставить выбор формы оплаты.
При использовании для оплаты ЕРИП потребитель имеет право подтвердить факт платежа путем использования учетного номера операции. В остальных случаях потребителю должен быть выдан чек (квитанция).
Помощь на дороге
Бытовые услуги по техническому обслуживанию и ремонту механических транспортных средств, оказываемые в присутствии потребителя, такие, как шиномонтажные и шиноремонтные, уборочно-моечные, полировочные, смазочно-заправочные, регулировочные, диагностические услуги, а также техническая помощь на дороге и услуги, выполняемые передвижными комплексами сервисного обслуживания, оказываются с выдачей по требованию потребителя документа, подтверждающего факт оказания данной бытовой услуги.
Техническая помощь в дороге, а также услуги, которые оказываются передвижными комплексами, выполняются только в присутствии потребителя при предъявлении им документа, подтверждающего личность, и свидетельства о регистрации автомобиля.
Гарантия
На техническое обслуживание гарантия составляет 20 дней или пробег не более 2000 км с даты приемки механического транспортного средства потребителем в зависимости от того, какое из этих обстоятельств наступит раньше.
На ремонт – 30 дней или пробег не более 2000 км с даты приемки механического транспортного средства потребителем в зависимости от того, какое из этих обстоятельств наступит раньше.
На ремонт кузова и его элементов – 6 месяцев с даты приемки механического транспортного средства потребителем; на полную и частичную окраску – 6 месяцев с даты приемки механического транспортного средства потребителем.
Указанные гарантийные сроки являются минимальными и могут быть увеличены исполнителем в соответствии с его технологическими возможностями.
Гарантийные обязательства исполнитель оформляет в документе, подтверждающем факт оказания бытовой услуги, либо в гарантийном талоне, в котором должны быть указаны:
• данные, идентифицирующие механическое транспортное средство (марка, модель, год выпуска, номер кузова (код VIN) механического транспортного средства);
• дата приемки механического транспортного средства потребителем;
• продолжительность гарантийного срока.
17.05.2022