Особенности европротокола

Как через год попросили вернуть выплаченную после ДТП страховку

Наличие у водителя страховки, как и иных необходимых документов, – это неотъемлемый атрибут для участия в дорожном движении. Но бывает и так, что «наличие» не означает «можно».

Особенности европротокола

Более года назад автовладелец из Минска Владислав попал в ДТП: на одной из столичных улиц в его Ford в потоке машин сзади «въехал» водитель на Mazda. Обеим сторонам было очевидно, что второй участник ДТП неправильно выбрал скоростной режим и не соблюдал положенную согласно Правилам дорожного движения дистанцию, от этого и результат.

Противоречий в том, кто виноват, не было, виновник аварии сразу же предложил составить европротокол. Аргументы были следующими: ГАИ придется ждать долго, а время – деньги, ущерб небольшой, «пробку» на дороге создаем и прочее. Жаль, что настойчивость виновника в составлении европротокола не смутила потерпевшего в ДТП, поскольку настойчивость эта была неспроста…

Европротокол – инструмент для урегулирования вопросов, связанных с ДТП, на самом деле хороший, тут не поспоришь: быстро, ГАИ ждать не надо, страховая выплата та же. Чем плохо?

Но перед тем, как обратиться к данному инструменту, нужно соблюсти правила, которые закреплены в Положении о страховой деятельности в Республике Беларусь, введенном в действие Указом Президента РБ №530 «О страховой деятельности». Так, п.192 Положения регламентирует, что владелец транспортного средства вправе не сообщать о ДТП в Госавтоинспекцию при наличии одновременно следующих обстоятельств:

• в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии;
• дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, в том числе в случае остановки, вынужденной остановки, стоянки одного из них;
• лица, управлявшие транспортными средствами, имеют право на управление транспортным средством соответствующей категории, за исключением владельца транспортного средства в случае стоянки транспортного средства;
• в отношении транспортных средств имеются действующие договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
• обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортного средства в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий у владельцев (водителей) транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен этими владельцами (водителями) транспортных средств в соответствии с настоящим Положением;
• владельцы (водители) транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, не предъявляют претензий к состоянию друг друга (данные лица не находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в результате дорожно-транспортного происшествия не причинен вред жизни или здоровью);
• вред, причиненный каждому транспортному средству, участвовавшему в дорожно-транспортном происшествии, оценивается владельцами данных транспортных средств (водителями) в размере до 800 евро по установленному Национальным банком официальному курсу белорусского рубля по отношению к евро.

И только при наличии всех этих условий, что очень важно – одновременно, участники ДТП вправе заполнить бланк извещения о ДТП без вызова ГАИ, так называемый европротокол.

Скриншот с сайта Белорусского бюро по транспортному страхованию

Владислав: «Как заполнять европротокол, я знал, не первый раз, как говорится. Я проверил у виновника ДТП наличие страховки, водительского удостоверения, попросил «дыхнуть» – тут тоже все нормально. В общем, экономя время, мы быстро составили документ, пожали друг другу руки, потерпевший при этом еще раз принес свои искренние извинения, после чего каждый убыл в своем направлении.

Через какое-то время я подал документы в свою страховую компанию, оценщик осмотрел повреждения, все оформил и сказал ждать выплаты по страховке. Выплату я получил быстро, нареканий к действиям страховой никаких. Но каково же было мое удивление, когда через год я получил претензию от страховой компании о досудебном урегулировании спора, в которой мне вежливо рекомендовали вернуть страховщику выплаченную год назад страховку. Это как, простите? Я – потерпевший в ДТП, получил страховое возмещение, а потом вернуть?

Оказывается, после выплаты страховая компания провела проверку и установила, что на момент совершения ДТП виновник аварии был ограничен в праве управления механическим транспортным средством по решению суда на 5 лет. Я проверял у него наличие водительского удостоверения – оно было при нем. Но тут вот какая «фишка»: если бы он был лишен «прав», то ГАИ бы эти «права» изъяла, а так он был ограничен в праве управления, но водительское удостоверение осталось при нем, он его мне предъявил после ДТП. Теперь я понял, почему виновник аварии настаивал на составлении европротокола, так как, если бы приехала ГАИ оформлять ДТП, его бы «пробили» по базе, выяснили, что он ограничен в праве управления автомобилем, и изъяли бы его водительское удостоверение. В придачу бы второй протокол «в плечи» за управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления. И, как мне сказал один знакомый юрист, если такие действия будут неоднократными (управление авто без права управления), то можно и под «уголовку» попасть, мол, такое новшество в законодательстве есть».

Статья 317-2 УК РБ. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления.
1. Управление транспортным средством лицом, не имеющим права управления этим средством, если это деяние совершено неоднократно, – наказывается общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до шести месяцев, или арестом с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.
2. То же деяние, совершенное лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное настоящей статьей, – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

«Так что виновник аварии все знал и все понимал, – продолжает рассказ Владислав. – «Развел» меня по полной. Теперь деньги придется страховой вернуть, поскольку одновременного наличия всех условий, при которых разрешено составлять европротокол, как выяснилось, не было. Но как я мог об этом знать (об ограничении права управления. – Прим. редакции)? Да никак! У меня же доступа к базам данных ГАИ или суда нет. Вот и получается, что все сделал правильно, а в итоге – все вернуть».

Выход есть?

Вернемся к скриншоту выше и посмотрим на п.5, где указано, что водители – участники ДТП должны иметь право на управление транспортным средством. Такого права у виновника аварии не было, но потерпевший об этом не знал, да и не мог знать, тем более что само водительское удостоверение было у виновника в наличии. Он утаил важную информацию по понятным причинам, но должен был понимать ответственность за это. Страховая компания всегда все проверяет, тем более что речь идет о деньгах. Вот и в этом случае страховщик сделал запрос в ГАИ и получил ответ о том, что виновник ДТП был ограничен в праве управления транспортным средством.

В соответствии с п.206 Положения о страховой деятельности, если после выплаты страхового возмещения будет установлено, что она полностью или частично произведена необоснованно, страховщик (Белорусское бюро) вправе истребовать необоснованно выплаченную сумму в порядке, установленном законодательством. Вот и истребовали – тут все законно.

По какой причине суд ограничил виновника аварии в праве управления автомобилем, на самом деле не важно, причин может быть много, в том числе банальный долг по кредиту или алиментам. Но тот факт, что, по сути, одна из сторон ДТП не имеет фактической возможности проверить наличие ограничений на право управления авто у второй стороны, заставляет задуматься. Потерпевшему показали водительское удостоверение – что он еще может сделать? А по факту ограничение есть, европротокол составлять было нельзя.

После возврата страхового возмещения обратно страховщику потерпевший имеет право обратиться в суд с иском о возмещении причиненного вреда. Иск материальный, как говорят юристы, а значит, нужно пошлину заплатить, адвоката нанять и за каждый день участия в гражданском процессе ему платить. Понятно, что дело выигрышное и что расходы эти в итоге лягут на ответчика, но время, нервы и испорченное настроение уже не вернуть.

Статья 14 ГК РБ. Возмещение убытков.
1. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законодательством или соответствующим законодательству договором не предусмотрено иное.
2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Важно: если вы сомневаетесь в том, что составили европротокол правильно, или у вас есть вопросы при его составлении, то всю необходимую информацию бесплатно можно узнать через колл-центр по короткому номеру 140.

16.11.2021

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 251
Запчастей
48 182
Шин
34719
Продавцов