Опасный маневр: не уверен, не обгоняй

Наверное, каждый имеющий водительское удостоверение человек хоть раз в жизни мечтал о мощной и быстрой машине, на которой достаточно едва нажать на педаль газа, чтобы умчаться в закат. Для чего еще нужны все эти сотни диких лошадей и ньютон-метров, если не для обгона на светофоре зазевавшихся водителей… При этом обгон является едва ли не самой частой причиной дорожных конфликтов в принципе. Сегодня разберем, когда и где можно обгонять, а когда — запрещено.

Опасный маневр: не уверен, не обгоняй

Что говорят ПДД

Обгон, согласно пункту 2.31 ПДД, — это опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом на встречную полосу движения (сторону проезжей части дороги). Если выезда на «встречку» нет, то это просто опережение попутного транспортного средства.

Обгон, вероятно, — самый опасный маневр. И вот почему. Скорость автомобиля существенно увеличивается, а время на выполнение маневра, наоборот, сильно сокращается. Водитель своим маневром прямо или косвенно влияет как на попутные машины, так и на встречные. Именно поэтому, согласно пункту 92 ПДД, до начала обгона водитель должен убедиться в том, что полоса движения, на которую он намерен выехать, свободна и своими действиями он не создаст угрозу безопасности дорожного движения, не заставит участников дорожного движения изменить направление и/или снизить скорость движения.

Правилами дорожного движения предусмотрены две группы условий, при которых обгон запрещен. Первая группа – это запреты, вытекающие из дорожной обстановки. Т.е. сам по себе обгон как маневр не запрещен на данном участке дороги, но определенные условия препятствуют этому. Так, водителю запрещается выполнять обгон, если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота или следующие за ним водители начали обгон.

Во втором случае водитель, желающий совершить обгон, но увидевший, что его самого начали обгонять, обязан с учетом дорожно-транспортной обстановки двигаться ближе к правому краю проезжей части дороги и не препятствовать обгону увеличением скорости движения или иными действиями.

Вторая группа условий — это безусловный запрет на обгон. Пункт 96 ПДД однозначно запрещает обгон:

• в зоне действия дорожных знаков «Обгон запрещен», «Обгон грузовым автомобилям запрещен» — на поворотах дороги, обозначенных дорожными знаками «Опасный поворот», «Опасные повороты»;
• на подъемах, обозначенных дорожным знаком «Крутой подъем», а также при наличии дорожной разметки 1.1 (за исключением обгона одиночного транспортного средства, движущегося со скоростью менее 30 км/ч), в конце подъемов и на других участках дорог с ограниченной обзорностью дороги;
• на обозначенных и (или) регулируемых перекрестках;
• на пешеходных переходах и ближе 50 метров от них в обе стороны;
• транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия;
• при недостаточной видимости дороги;
• на путепроводах и под ними;
• на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними.

***

За обгон, когда это запрещено Правилами дорожного движения, водителя могут привлечь к административной ответственности. Часть 9 статьи 18.13 за нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил обгона либо выезд на полосу встречного движения в случаях, когда это запрещено Правилами дорожного движения, предусматривает наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин (от 84 до 420 BYN). Также водителя могут лишить водительского удостоверения сроком до одного года.

Как показывает практика, привлечь к ответственности могут и на основании видеозаписи, сделанной иным участником дорожного движения (например, посредством видеорегистратора).

Подводя итоги, скажем: в сложной, не до конца просчитываемой ситуации лучше воздержаться от обгона. Это сбережет и нервы, и деньги.


11.03.2025

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

15 703 767
Запчастей
57 320
Шин
38385
Продавцов