Общая «автогражданка»: что изменилось в страховании

В жизни автовладельцев, во всяком случае тех, кто часто ездит в Россию, произошли серьезные изменения. Госдума России 26 ноября 2024 года приняла сразу во втором и третьем чтениях Закон, которым предусматривается создание в рамках Союзного государства единой системы обязательного страхования гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств. Что это нам принесет?

Общая «автогражданка»: что изменилось в страховании

Внимательное изучение

Согласно документу, правом на заключение договора ОСАГО в рамках системы страхования Союзного государства могут наделяться исключительно страховщики с местом постоянного нахождения в России или Беларуси. Само автотранспортное средство должно быть зарегистрировано на территории Союзного государства.

В Беларуси двустороннюю договоренность планируют реализовать путем принятия Указа Президента. Проект Указа Президента также разработан и находится на стадии согласования.

В Белорусском бюро по транспортному страхованию говорят, что, когда эти документы в обеих странах примут, можно будет говорить о конкретной дате начала заключения договоров союзного страхования.

Дело в том, что обе страны должны разработать и принять нормативную базу, которую необходимо согласовать на всех уровнях, а также решить ряд технических вопросов. А именно: предоставить взаимный доступ к базам данных о заключенных договорах страхования автогражданской ответственности, организовать взаимодействие контролирующих органов (ГАИ, транспортной инспекции, таможенных органов, органов пограничной службы, и др.) и страховщиков.

Предусматривается, что оператор автоматизированной информационной системы страхования в целях проверки факта заключения договоров ОСАГО, а также противодействия мошенничеству в страховании при пересечении водителями госграницы РФ будет осуществлять в режиме реального времени обмен с сотрудниками органов внутренних дел, таможенных органов, профессиональным объединением страховщиков, в том числе иностранными объединениями, сведениями (содержащими в том числе персональные данные) о заключенных договорах страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Также это касается сведений о произведенных выплатах страхового возмещения по договорам ОСАГО за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потерпевшего в результате ДТП.

Зачем это все?

Закон упростит жизнь водителям, часто пересекающим границу Беларуси и России. Суть нового подхода в том, что водитель, оформляя полис ОСАГО в России, сможет включить в него дополнительное соглашение, позволяющее действию полиса распространяться и на территорию Беларуси. Аналогичный механизм будет доступен и для белорусских автовладельцев. Стоимость такого расширенного полиса будет рассчитываться на основании тарифов, действующих в стране, где зарегистрировано транспортное средство, и учитываться как дополнительный риск. Таким образом, базовая стоимость ОСАГО не изменится для тех, кто не заинтересован в этой услуге.

Согласно закону, в случае ДТП компенсация убытков будет определяться в соответствии с законодательством той страны, где произошло происшествие. Например, если ДТП случилось в Беларуси, возмещение будет рассчитываться по белорусским правилам, а само урегулирование организуется через Белорусское бюро по транспортному страхованию. В свою очередь, российский страховщик будет отвечать за компенсацию убытков в рамках своей системы.

Договор союзного страхования не заменит привычную «автогражданку». Она останется для всех владельцев транспортных средств, которые не ездят в Россию или ездят туда нерегулярно. Это обязательное страхование, и здесь ничего не изменится. А вот те, для кого поездки в соседнюю страну — частое дело, смогут заключить новый договор (или переоформить действующую «автогражданку»), который дополнительно включает страховое покрытие на территории России. Предварительно предполагается, что такие договоры будут также заключаться на срок до одного года, включать скидки за безаварийное вождение, только их стоимость будет несколько выше.

***

Но есть небольшой нюанс. В Беларуси и России действует так называемая «Синяя карта». Фактически это аналог «Зеленой карты» — международной системы страхования, членство Беларуси и России в которой было приостановлено в 2023 году. «Синяя карта» достаточно популярна в нашей стране. По данным Белорусского бюро по транспортному страхованию, в 2024 году в Беларуси было заключено около 300 тысяч таких договоров.

Так вот, «Синяя карта» также останется. Это удобный инструмент для тех, кто редко ездит в соседнюю страну, но все-таки ездит. Срок действия такого договора составляет от 15 дней до года.

В России Закон вступит в силу с 1 января 2025 года. В Беларуси — пока неизвестно, но тоже очень скоро. До этого времени страховщики обеих стран будут готовиться к переходу на новые стандарты работы, а национальные бюро страхования займутся разработкой технических и юридических деталей системы.


29.11.2024

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

15 710 467
Запчастей
52 415
Шин
38323
Продавцов