Ни разметки, ни дорожных знаков: за что зимой накажут водителя?

Погода нас, мягко говоря, не радует залитыми солнцем зимними пейзажами. То снег, то лед, то дождь с туманом посреди зимы. Это осложняет жизнь водителей, которые из-за погодных условий не видят дорожных знаков или разметки. Что делать при этом, если на вашем пути оказался инспектор ГАИ?

Ни разметки, ни дорожных знаков: за что зимой накажут водителя?

Накажут или не накажут в подобных случаях, профессиональные юристы со стажем спорят до сих пор. Юридически, если требования ПДД нарушены, значит, за этим должно последовать и наказание. Но здесь много нюансов.

Чтобы ответить на ряд подобных вопросов, для начала посмотрим, что по этому поводу говорят нормативные акты. Дорожные знаки, разметка, ограждения, светофоры с сигнальными столбиками – все это технические средства организации дорожного движения, регулируемые соответствующими государственными стандартами.

Назначение дорожной разметки, как и дорожных знаков, состоит в том, чтобы участники дорожного движения понимали условия и режимы движения по дороге.

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 014/2011 гласит:

"дорожная разметка" – линии, надписи и другие обозначения на проезжей части автомобильной дороги, искусственных сооружениях и элементах обустройства дорог, информирующие участников дорожного движения об условиях и режимах движения на участке дороги.

Соблюдение требований дорожной разметки и знаков – это обязанность водителя, возложенная на него ПДД. Во время и после обильных осадков в виде, например, снега дорожной разметки физически не видно. Как тогда действовать водителю? Конечно, хорошо, когда есть дорожные знаки, которые вносят ясность в определение дорожной обстановки, но как быть, если и их нет или тоже не видно?

Пункт 75 ПДД говорит о том, что количество полос определяется дорожными знаками и горизонтальной дорожной разметкой, а если их нет, то сам водитель обязан их определить с учетом ширины проезжей части дороги, габаритов транспортных средств и необходимых боковых интервалов между ними.

При отсутствии дорожных знаков и горизонтальной дорожной разметки половина ширины проезжей части дороги, расположенная слева, считается ее встречной стороной. На дороге с односторонним движением половина ширины проезжей части дороги, расположенная слева, считается левой стороной проезжей части.

Перед разворотом, поворотом направо или налево водителю необходимо занять соответствующее крайнее положение на проезжей части дороги, а при парковке машину нужно ставить с учетом рационального использования парковочного места. И так далее, читаем ПДД. 

Как следует из решения комиссии Таможенного союза, которым принят Технический регламент «Безопасность автомобильных дорог», дорожная разметка должна быть различима в любых условиях эксплуатации за исключением случаев, когда поверхность автомобильной дороги загрязнена или покрыта снежно-ледяными отложениями. То есть законодательные акты предусматривают такие варианты, когда разметки не видно из-за погодных условий.

Накажут или не накажут

И тут самое интересное. Привлечь человека к ответственности можно только при наличии его вины.

Статья 1.7. Принцип виновной ответственности физического лица
Физическое лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

То есть лицо, которое управляет автомобилем, должно осознавать, что совершает то, чего делать нельзя, или не предвидело того, что при должной осмотрительности должно было предвидеть (ст.2.3 КоАП).

При заснеженной дороге водитель не может знать о том, что конкретный участок дороги регулируется разметкой, а тем более предвидеть наступление негативных последствий. Таким образом, нарушение происходит при отсутствии вины, а это означает, что привлекать водителя к ответственности при таких условиях нельзя. Но у инспектора ГАИ может быть иное мнение, поэтому в качестве аргумента используйте положения Административного кодекса и нормативных актов, на которые мы сослались.

Не видно разметки – значит, руководствуйтесь п.75 ПДД, а если вы этого не сделаете, тогда вас могут привлечь к ответственности за нарушение правил маневрирования. Или еще хуже, если проигнорируете требования данного пункта Правил и создадите аварийную обстановку, то запросто можете лишиться «прав» до двух лет, при этом и про штраф не забываем.

Статья 18.13 КоАП
12. Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

Что делать, если…

Составить протокол на водителя дело несложное, но при этом инспектор как должностное лицо, ведущее административный процесс, обязан доказать виновность конкретного лица и подкрепить все это доказательствами.

Также закон предусматривает случаи, когда лицо можно освободить от административной ответственности при наличии определенных условий (глава 8 КоАП). Есть и обстоятельства, исключающие административный процесс (ст.9.6 ПИКоАП).

Если инспектор настаивает на привлечении вас к ответственности, то заявляем устное ходатайство (так можно, ст.11.4 ПИКоАП) о внесении в протокол информации о том, что разметки не видно. Физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, вправе делать замечания и давать объяснения по содержанию протокола об административном правонарушении, которые вносятся в этот протокол (ч.4 ст.11.24 ПИКоАП).

Обязательно фиксируем дорожную обстановку с помощью камеры мобильного телефона. Данные снимки и записи являются законными доказательствами, которые могут сыграть свою роль в вашу пользу при разбирательстве.

Про скорость

Смоделируем ситуацию, когда дорожный знак, регулирующий скоростной режим, залеплен снегом. Главой 11 ПДД «Скорость движения транспортных средств» предусмотрены конкретные скоростные режимы при движении в и вне населенных пунктов. Смотрим и читаем: на автомагистралях – до 120 км/ч, на остальных дорогах – не более 90 км/ч. Если знаками установлены иные скоростные режимы, нужно руководствоваться их значениями, но мы исходим из того, что знака не видно.

Если при обстоятельствах, о которых мы говорили применительно к дорожной разметке, эти параметры превышены, то, возможно, потенциальному нарушителю придется отвечать по всей строгости закона. Видел или не видел – эти обстоятельства на исход дела не повлияют, ведь требования ПДД водитель обязан знать и соблюдать.

Для тех, кто не понял, повторим: если знак скорости нечитаемый (не важно из-за чего), то нужно руководствоваться хотя бы общими правилами выбора скорости, установленными ПДД, чтобы был шанс доказать впоследствии свою невиновность, особенно если нечитаемый знак устанавливает иные скоростные значения. Сфотографировать такой нечитаемый или залепленный снегом знак также не помешает.

Вообще говоря, при выборе скорости движения водитель обязан руководствоваться в том числе погодными (метеорологическими) условиями и иными факторами, влияющими на видимость дороги и снижающими прозрачность атмосферы (п.87 ПДД).

24.01.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

10 317 411
Запчастей
25 411
Шин
28815
Продавцов