«Ни денег, ни запчастей»: как быть, если продавец не отдает оплаченное

Купить товар несложно, были бы деньги. Только иногда желаемый товар, который вы уже оплатили, можно и не увидеть. Что делать в таком случае?

Происходящие в мире события особых иллюзий у автовладельцев не вызывают: рушатся логистические цепочки, разрываются контракты, закрываются транзитные пути, валютный курс растет ускоренными темпами...

«Ни денег, ни запчастей»: как быть, если продавец не отдает оплаченное

Все это скажется на конечном потребителе, в том числе и на рынке запасных частей для автомобилей. А если машина еще и импортная, то сами понимаете…

В редакцию обратился читатель, столкнувшийся с вопиющим, по его мнению, случаем: он полностью оплатил запчасти на авто, но комплектующие к нему так и не попали.

Владимир: «Еще в начале февраля 2022 года мне потребовалось достаточно много запчастей на автомобиль, который восстанавливается после ДТП. В интернете я нашел продавца, у которого все, что мне требовалось, было в наличии. Созвонились, оговорили срок поставки 14 дней, но условием была предварительная полная оплата товара. Я оплатил и стал ждать. В час икс запчасти ко мне не пришли, пришлось напоминать о себе. Сначала продавец отвечал вежливо: извините, «с логистикой есть задержки, чуть-чуть подождите». Прошло еще 10 дней, я опять напомнил продавцу о своем существовании по телефону и в ответ получил уже грубость и хамство: «Вы что, не видите, что происходит?» Говорю, что вижу, но запчасти доставляются со склада из города Гомеля в город Минск – как «все это» влияет на доставку? Я человек не конфликтный, но когда мне стали говорить, будто бы мой телефон просто перепутали, что машина с грузом не туда заехала, а потом якобы с водителем что-то произошло, сказал, чтобы возвращали деньги. «Вернем сегодня» – на этом и порешили. Прошла неделя – ни денег, ни запчастей. Что мне теперь делать?»

В сложившейся ситуации продавцу допустимо сослаться на трудности с логистикой, если бы запчасти поставлялись из-за границы, но это не наш случай, к тому же транспорт по Беларуси ездит исправно. Даже если бы нужный товар шел из-за границы, факт предварительной его оплаты имеет ключевое значение в возникшем споре.

Согласно закону о защите прав потребителей (далее – закон), если договор между покупателем и продавцом предусматривает обязанность предварительной оплаты товара, то должен быть установлен срок передачи товара потребителю (ст.24 закона). Если продавец, получивший предварительную оплату товара, не исполняет условия договора в установленные сроки, то покупатель вправе потребовать:

• передать товар в установленный им новый срок;
• возвратить уплаченную за товар сумму;
• возместить убытки, ставшие результатом непередачи товара в установленные сроки.

При нарушении установленного договором срока передачи оплаченного товара продавец обязан (!!!) выплатить потребителю проценты на сумму предварительной оплаты в размере ставки рефинансирования Национального банка Беларуси. Причем сделать это он должен добровольно, по своей инициативе, а не по требованию покупателя. Проценты начинают начисляться с той даты, когда товар должен был быть передан потребителю по условиям договора, и до даты возврата денежных средств или передачи товара.

Если продавцу выставлено требование о возврате денег, то такие требования удовлетворяются незамедлительно. В случае отсутствия у продавца средств он должен все вернуть клиенту в срок до 7 дней.

Расчет производится в той же форме, в которой товар был оплачен. На карту переводили – значит, обратным переводом необходимо деньги вернуть. Если вносили наличные, продавец обязан вернуть их тем же способом, если вы с ним не договорились об иной форме возврата.

Требования покупателя, предварительно оплатившего товар, продавец может не исполнять только в том случае, если докажет, что нарушение сроков передачи оплаченного товара произошло по вине самого покупателя, вследствие действий третьих лиц либо непреодолимой силы.

Третьих лиц в цепочке покупатель – продавец мы в этой истории не наблюдаем, непреодолимой силы тоже. А то, что водитель заблудился и не туда приехал, на непреодолимую силу никак не похоже – это банальное разгильдяйство. Так что Владимиру мы советуем довести до сведения продавца краткое содержание опубликованного текста, особо указать на абзацы про ставку рефинансирования и напомнить про возмещение морального вреда, который подлежит компенсации при самом факте нарушения прав потребителя (ст.18 закона). А эти факты уже налицо, так как все допустимые сроки возврата денег были нарушены.

Статья 18. Компенсация морального вреда

1. Компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) прав потребителя, предусмотренных законодательством, осуществляется причинителем вреда при наличии его вины, если иное не предусмотрено законодательными актами.
2. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Если продавец скажет Владимиру: «Пиши письменную претензию, я рассмотрю», то и на это есть свой контраргумент. Согласно ст.48 закона подтверждением отказа продавца от удовлетворения требований потребителя является в том числе «иное подтверждение отказа изготовителя (продавца, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтной организации) в удовлетворении требования потребителя». Для этого и переписка в мессенджерах пойдет, и показания свидетелей, и аудиозапись – что угодно.

Ну а если Владимир в поисках правды и справедливости обратится в общественное объединение потребителей, которое возьмется защищать его интересы в суде, то помимо суммы, которую суд присудит к возмещению Владимиру, продавцу придется выплатить еще и штраф в местный бюджет в размере этой же суммы (ч.2 ст.44 закона).

22.03.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

8 825 290
Запчастей
24 998
Шин
28825
Продавцов