Нет места во дворе: куда поставить автомобиль
Наша жизнь не стоит на месте. Города растут, а вместе с ними растет количество горожан со своими автомобилями. И хотя новые микрорайоны проектируются и строятся с учетом возросшего количества автомобилей, мест для парковки хронически не хватает. Особенно проблема чувствуется в старых кварталах. И проблему нехватки парковочных мест каждый решает так, как он ее понимает. Вернее, как ему кажется, что понимает.

Одно время в Минске была особенно популярна тема строительства стоянок и парковок во дворах. Автовладельцы за свой счет оборудовали площадку под парковку: снимали дерн, засыпали щебень, укладывали асфальт, устанавливали столбики и натягивали цепь, закрепив ее навесным замком. ЖЭСы достаточно спокойно относились к такому способу решения вопроса нехватки места для железного друга. Нужно было только получить разрешение.
Но оказалось, что не все так просто. Жильцы, построившие таким образом парковки, не приобретали ни права собственности на участок земли под машиной, ни даже права пользования. Любой желающий имеет право ставить машину на вроде «ваше» место. Потому что дворовая территория – это земли общего пользования, то есть они находятся в собственности государства.
Практика обустройства парковок за счет жильцов прекратилась, когда прокуратурой города был вынесен протест. В настоящий момент граждане не могут получить разрешение на строительство парковочных мест за свои средства. Новые машиноместа строятся только в рамках комплексного благоустройства дворовой территории.
Может ли гражданин или группа граждан каким бы то ни было образом все-таки построить себе маленькую стоянку. Спойлер: нет. Сейчас все разберем.
Такие действия описываются статьей 223 Гражданского кодекса Республики Беларусь «Самовольное строительство и его последствия». Там сказано, что самовольное строительство – деятельность по возведению, реконструкции, модернизации, реставрации, капитальному ремонту, сносу объекта строительства, его части, если она осуществлена на самовольно занятом земельном участке.
Лицо, осуществившее самовольное строительство, не приобретает права собственности на самовольную постройку и не вправе пользоваться и распоряжаться самовольной постройкой.
При самовольном строительстве, если иное не установлено законами и Президентом Республики Беларусь, местным исполнительным и распорядительным органом принимается решение о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние.
Отказ лица, осуществившего самовольное строительство на земельном участке, находящемся в государственной собственности, выполнить решение местного исполнительного и распорядительного органа или невыполнение этого решения в установленный срок признаются отказом от права собственности на материалы, которые использовались при самовольном строительстве. Иными словами, ЖЭС все снесет, а за приведение участка в первоначальное состояние еще и потребует через суд возмещения вреда и всех расходов.

Но гражданским судом дело не ограничится.
Самовольное занятие земельного участка подразумевает намерение занять участок, пользоваться им, придать иллюзорность правомерного пользования. Это сопряжено с обозначением нарушителем условных границ занятого участка цепями или столбиками, чем создаются препятствия для свободного доступа на земельный участок другим лицам. Такими неправомерными действиями лицо как бы заявляет, что занятый участок принадлежит ему, никто иной участком без ведома и (или) разрешения, согласия псевдовладельца пользоваться не может.
Для таких деятелей может наступить административная ответственность по статье 16.36 КоАП Республики Беларусь, которой за самовольное занятие земельного участка устанавливается штраф в размере от десяти до тридцати базовых величин.
Но запрет на строительство парковок за счет жильцов поднял другую проблему. Ранее построенные парковки хотя и увеличили количество машиномест во дворах, но спровоцировали множество конфликтов между теми, кто вкладывал деньги, и теми, кто этого не делал. При этом мест для парковки по-прежнему не хватает. Отметим, что парковки, построенные с привлечением средств жильцов, находятся на землях общего пользования, так что поставить машину на них может любой желающий. Установка запорных устройств, цепочек, нумерация мест запрещены.
Автомобилистам стоит это понимать, как и то, что по жалобам других автомобилистов все запорные устройства будут демонтированы. И здесь компромисс – лучший вариант решения проблемы.
В дальнейшем рассмотрим ситуации с установкой во дворе шлагбаума. Разберем, что и когда можно, а что нельзя.
27.12.2024