На вашей машине катаются работники СТО. Что делать

Законно ли это и кто понесет ответственность

Обращаясь к услугам автосервисов, мы рассчитываем на сохранность своего автомобиля. Однако на СТО работают люди не только с разной степенью квалификации, но и ответственности.

На вашей машине катаются работники СТО. Что делать

Плановый ремонт автомобиля не предвещал неприятностей для Владимира: он часто обращался на одну и ту же СТО, и никаких проблем никогда не возникало. Правда, как он заметил, персонал автосервиса менялся с непривычной периодичностью.

Владимир: «Две недели назад я забрал свой автомобиль из ремонта: подвеску в преддверии весенне-летнего сезона подремонтировать, резину заодно на сезонную поменять и так, по мелочам. Поскольку при обслуживании машины обращался к услугам одного и того же сервиса, то уже по привычке прием автомобиля происходил путем передачи ключей от него, после чего звучало: "Мы вам перезвоним, как закончим". Так как отдавал машину в пятницу, то мне перезвонили в понедельник вечером: "Все готово, забирайте". Я и забрал, но после того, как припарковался возле дома, заметил на заднем сиденье пустую пластиковую бутылку от пива. Присмотрелся и обнаружил, что в салоне моего авто много следов постороннего присутствия, причем там, где быть, по идее, не должно: на заднем сиденье. Дальше больше – пробег машины увеличился более чем на 100 километров. Это как так? Отдал машину в ремонт, а на ней покатушки устраивали и пивко попивали? Поехал поговорить с управляющим СТО. Он меня выслушал и сказал, что пробег такой же и был и вообще это нигде не зафиксировано. На предложение провести профилактическую беседу со своими сотрудниками он вообще ответил, что "они у меня не оформлены официально, так что увы". Ситуация неприятная, конечно же, машина хоть и цела, но факт ее эксплуатации без моего ведома меня смутил и оставил неприятное впечатление. На эту СТО я, конечно, уже не поеду».

По привычке?

Да, по привычке оставлять автомобиль для ремонта или планового осмотра, передавая ключи из рук в руки специалистам, – штука распространенная. Но из-за этого у вас могут возникать проблемы. Теперь коротко об этом.

Есть такой документ – СТБ 1175-2011 (ГОСТ) «Обслуживание транспортных средств организациями автосервиса. Порядок проведения». Согласно ему ремонт автомобиля должен осуществляться путем приема заявки, в которой отражаются данные об автомобиле, о его владельце, перечень проведенных работ и прочие обязательные реквизиты. Что очень важно – в нем фиксируется пробег автомобиля на момент приема заявки. Форма документа и обязательные сведения, которые в нем указываются, предусмотрены п. 5.2.8 СТБ.

Если работы производятся не в присутствии заказчика, то составляется приемо-сдаточный акт, в котором указывается количество топлива, внешние повреждения (при наличии) и еще много-много чего.

Настаивать на том, что делать нужно именно так, следует при передаче своего автомобиля сотрудникам автосервиса, если они не удосуживаются работать по правилам. В ином случае возможностей отстоять свою правоту в споре будет гораздо меньше.

Покатались они, а как быть нам?

Описанная выше ситуация – в чистом виде угон автомобиля. Если поездки не были согласованы с владельцем и не являлись частью диагностики, проверки качества ремонта, когда такая поездка необходима, то это, конечно же, противозаконно.

Статья 214 УК РБ. Угон транспортного средства или маломерного судна
1. Неправомерное завладение транспортным средством или маломерным судном и поездка на нем без цели хищения (угон) – наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Так что если работник СТО покатался на машине без согласия владельца и не хотел авто похищать, его действия вполне могут быть квалифицированы по нормам Уголовного кодекса. Если, конечно, владелец машины обратится в органы милиции с соответствующим заявлением.

«Не наш работник»

Такой аргумент тоже не работает, и вот почему. Согласно ст. 25 Трудового кодекса, если лицо фактически допущено к работе, то это является началом действия трудового договора, независимо от того, был ли такой прием на работу оформлен надлежащим образом.

Так что если кто-то находился на территории автосервиса и производил ремонтные или иные работы, пусть и без документального оформления, то фактически этот кто-то является сотрудником либо работником автосервиса. Нанимателям (владельцам автосервисов) хочется в связи с этим напомнить, что каждый работник СТО, непосредственно контактирующий с заказчиком, должен иметь нагрудный знак с указанием названия автосервиса и ФИО работника (п. 5.1.2 СТБ 1175-2011).

Кто ответит?

Если в момент нахождения автомобиля в ремонте ему был причинен ущерб, то организация автосервиса несет за это полную ответственность. Это вытекает из норм как Гражданского кодекса (ст. 937), так и закона о защите прав потребителей. Претензия предъявляется не работнику автосервиса, который ремонтировал машину, а именно автосервису как юридическому лицу (или ИП).

А дальше, после возмещения ущерба собственнику (владельцу) авто, владелец (руководитель) СТО имеет полное право потребовать возмещения вреда со своего работника. Как это делается, можно посмотреть помимо прочего в постановлении пленума Верховного суда Республики Беларусь № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей».


26.04.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 004 380
Запчастей
47 898
Шин
34570
Продавцов