Мотоблок: еще не транспорт, но уже не инвентарь

В продолжении цикла статей об интересной технике, с которой мы можем встретиться на дороге, пришло время упомянуть о мотоблоке. Что это вообще такое? Та самая смешная с виду тележка, что дребезжит громко, едет тихо, везет на себе разный инвентарь и двух-трех коммунальщиков. Всякий раз, созерцая эту картину, кроме невольных улыбок у нас возникал и вопрос: имеет ли право эта техника находиться на дороге и к какому виду транспортных средств вообще относится? Отвечаем…

Мотоблок: еще не транспорт, но уже не инвентарь

Что такое мотоблок

Мотоблоки распространены преимущественно в деревнях и на приусадебных участках. Благодаря мотоблоку работа на земле существенно облегчается. Если пользоваться прицепом, посредством моторного блока можно перевезти землю, древесину или инструменты общим весом до 500 кг.

Но если транспортировать все это необходимо на приличное расстояние, то без выезда на дороги не обойтись. Продавцы мотоблоков, к слову, уверяют покупателей, что водительских прав для езды на такой технике не нужно. Здесь и начинается путаница.

По своей классификации мотоблок не является транспортным средством, так как никаких упоминаний о нем в ПДД нет. Следовательно, правила для управления мотоблоком тоже отсутствуют, а значит, на нем можно ездить без специального удостоверения по лесным и сельским дорогам, дачным участкам и т.д. Но совершенно другая ситуация складывается, когда человек, управляя мотоблоком, выезжает на проезжую часть. Позиция Закона в данном случае однозначна – любой участник дорожного движения должен соблюдать ПДД.

На мотоблок нужны права?

В Беларуси требующуюся категорию прав определяет закон «О дорожном движении». Согласно законодательству, для управления подобным агрегатом придется отучиться на права категории D (самоходные сельхозмашины) или E (самоходные машины). Это если никаких водительских прав у человека до этого вообще не было. Но если были, то фактически для управления мотоблоком подойдет любая категория прав. Тут большее значение имеет то, что водитель, управляющий устройством, в принципе ЗНАЕТ правила дорожного движения и сдал соответствующие экзамены на получение одной из действующих категорий.

Наличие водительского удостоверения не является единственным условием для безопасной езды. Перед выездом на городскую дорогу нужно оборудовать технику определенными доработками, которые помогут избежать несчастных случаев. Особенно это касается тех, кто ездит в вечернее время суток. На сельхозтехнику придется установить передние ходовые огни, сделав ее заметной в темноте. Кроме того, понадобятся отражающие свет элементы на борту сзади и сбоку прицепа по обеим сторонам.

Если мотоблок собран дачником самостоятельно из того, что было под руками, а не приобретен в магазине, – передвижение по дороге общего пользования на нем невозможно даже с наличием прав, фар и катафотов. Решить ситуацию можно, но понадобится приложить много усилий. Пройти несколько экспертиз, чтобы зарегистрировать технику, позаботившись о том, чтобы моторный блок соответствовал всем критериям, установленным для такого вида агрегатов.

Стоит отметить, что это достаточно сложная и долгая процедура. Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.1992 № 377 требования к мотоблокам определяют органы гостехнадзора (городские или районные инспекции) в соответствии с возложенными на них задачами. Инспекции организуют работу комиссий по осмотру тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин, мотоблоков и малогабаритных тракторов, изготовленных самодеятельными конструкторами, и выдают заключения о соответствии их техническим требованиям.

Кстати, работник Госавтоинспеции имеет полное право остановить любую транспортную технику, в том числе и мотоблок. Если сотрудник ГАИ останавливает водителя мотоблока, последнему нужно иметь при себе заключение гостехнадзора и водительское удостоверение.

***

В заключение стоит сказать, что мотоблок – это неоценимая помощь в сельскохозяйственных работах. В первую и главную очередь это все-таки сельхозинструмент. И если есть непреодолимое желание прокатиться на мотоблоке с ветерком по дороге, необходимо подумать о последствиях и подготовиться к возможной встрече с ГАИ.


27.05.2025

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

15 940 995
Запчастей
49 825
Шин
37386
Продавцов