Мифы и реальность возврата запчастей

В каких случаях можно вернуть запчасть

Покупка запасных частей является неотъемлемой частью содержания автомобиля. Ломается все: и новое, и не очень. Увы, таковы реалии современной жизни.

Если вам пришлось прийти на авторынок или в магазин запчастей, нужно знать свои права – это может понадобиться.

Мифы и реальность возврата запчастей

Вы купили новую запчасть

Обратимся к постановлению Совмина №778 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Документ содержит перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену или возврату. В этом перечне значатся «кузова, кабины, шасси, рамы, двигатели к автомобилям». Поэтому, если вы купили двигатель и претензий к его качеству нет, то такой товар возврату не подлежит. Не получится также вернуть автомобиль или прицеп, если его качество соответствует предъявляемым требованиям.

А что в отношении иных запчастей? Ведь в перечне товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или замене, содержится исчерпывающий список, в котором нет запасных частей как отдельной категории товаров.

Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к Закону РБ «О защите прав потребителей», а именно к статье 28 «Право потребителя на обмен или возврат товара надлежащего качества». В соответствии с содержащейся там информацией покупатель имеет право в течение 14 дней вернуть товар надлежащего качества, но с оговорками: «если товар не был в употреблении, сохранены его свойства». В общем, вернуть можно, но…

Если приобретенная вами запчасть имеет дефекты, то есть она ненадлежащего качества, то такой товар подлежит замене немедленно (ст.23 закона). При этом товар меняется только на новый, а если в распоряжении продавца такой запчасти нет, тогда он обязан заменить ее в течение 14 дней.

Помимо замены некачественной запчасти закон позволяет требовать устранения выявленных недостатков, уменьшения покупной цены, расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств, возмещения расходов по устранению недостатков товара (ст.20 закона).

Вы купили «бэушную» запчасть

Разделим ответ на вопрос «что делать, если…» на две части:

1. «Бэушка» надлежащего качества. 
2. «Бэушка» ненадлежащего качества.

Если бывший в употреблении товар (запчасть) надлежащего качества, то он обмену и возврату не подлежит, о чем говорится в п.78 постановления Совмина №703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров».

Следует знать, что при продаже автозапчастей продавец помимо основных сведений о товаре (наименования товара) обязан указать информацию о марке, модели, годе выпуска и иных признаках автозапчастей, позволяющую установить, что эта автозапчасть соответствует конкретному типу (марке, модели) транспортного средства (п.82 постановления).

Также к «бэушке» должна прилагаться информация о ее состоянии и имеющихся недостатках. Все это должно содержаться на товарном ярлыке (этикетке), а также в товарном чеке.

Предлагаемые покупателям «бэушные» запчасти должны пройти предпродажную подготовку: осмотр, сортировку по видам и степени износа, проверку качества по внешним признакам, работоспособности, комплектности, а также наличия необходимой документации.

С «бэушными» запчастями ненадлежащего качества все проще. В этом случае действуют общие нормы законодательства о защите прав потребителей, то есть одноименный закон, но только если недостатки товара не оговаривались с продавцом до покупки (п.77 постановления Совмина №703).

То есть при продаже вам бракованной или нерабочей запчасти вы имеете право требовать: замены товара, уменьшения покупной цены, устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара, расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств.

При всем при этом продавец не имеет права отсылать вас к своим поставщикам – отвечает именно продавец (ч.4 ст.20 закона о защите прав потребителей).

Что очень важно – отсутствие у вас документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших требований. Чтобы установить факт приобретения запчасти у конкретного продавца, можно использовать свидетельские показания, элементы упаковки и другие средства доказывания (ч.10 ст.20 закона). При этом закон не раскрывает, что это за «другие средства доказывания», и это значит, что любые законные, конечно же.

Надеемся, что данная информация поможет вам урегулировать спор с продавцом в конструктивном, а главное – законном ключе. Если продавец «упирается», то просто предупредите его о том, что при нарушении прав потребителей впоследствии можно требовать возмещения морального вреда.

А если на вашей стороне в судебном процессе в дело вступят местные исполнительные или распорядительные органы либо Общественное объединение потребителей, то за несоблюдение правил удовлетворения требований потребителя в местный бюджет уплачивается штраф в размере 100% суммы, присужденной судом в пользу потребителя. То есть упорство продавца лишь удвоит его финансовые потери. Мирное решение вопроса выглядит в этой части наиболее приемлемым вариантом для всех сторон.

ПОДЕЛИТЬСЯ

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

8 092 369
Запчастей
34 795
Шин
21762
Продавцов