Машины уже нет, а транспортный налог приходит

Что необходимо сделать в налоговой и ГАИ, чтобы утилизировать автомобиль

Извещения об уплате транспортного налога уже находят своих адресатов среди отечественных автовладельцев. Но не все были этому рады, поскольку у некоторых автомобилей уже давно нет.

Машины уже нет, а транспортный налог приходит

А что налоговая?

Что делать? Ведь извещение – это требование об уплате, его игнорирование может повлечь начисление пени, о чем говорится в ч.5 ст.42 Налогового кодекса (далее – НК). Причем каждый день просрочки оплаты увеличивает сумму, подлежащую уплате. Дальше – больше.

Налоговая инспекция в случае неуплаты транспортного налога может привлечь плательщика к административной ответственности по ст.14.4 Административного кодекса, по которой предусмотрен штраф в размере 40% неуплаченной суммы, но не менее 10 базовых величин. Тут есть над чем подумать, поскольку законодательство подразумевает арест имущества «неплательщиков» на основании ст.57 НК. Имущество – это и автомобиль, и бытовая техника, и деньги на счетах, даже электронные деньги. И все они могут стать объектом пристального внимания налоговой инспекции при игнорировании долга перед государством.

Взыскание налогов, пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится налоговиками по правилам исполнительного производства, то есть плюс еще 10% «сверху», что предусмотрено законодательством об исполнительном производстве.

Так что доводить до этого не нужно, проигравшая сторона с большой долей вероятности тут известна.

Снимаем с учета в ГАИ

Здесь есть два момента: первый – отсутствующий у автовладельца автомобиль был на железных «номерах», второй – на «транзитах». Рассмотрим оба.

Если автомобиль на стандартных регистрационных знаках, а документов и самих знаков в наличии нет, нужно обратиться в ГАИ с заявлением о снятии автомобиля с учета для его утилизации. Это предусмотрено п.42 Положения, утвержденного постановлением Совмина №1849. При этом сам автомобиль для сверки не потребуется, как не потребуются и регистрационные знаки с документами.

Но есть важный нюанс – автомобиль не должен эксплуатироваться в течение трех лет, предшествующих подаче заявления в ГАИ, то есть он не должен «светиться», если можно так выразиться, по базам данных штрафов, страховок и прочего. Если автомобиль «засвечен», тогда, будьте добры, представьте его на осмотр (сверку), при этом придется пояснить и судьбу документов на авто.

Если автомобиль был снят с учета и получил временные регистрационные знаки, так называемые «транзиты», после чего убыл в неизвестном автовладельцу направлении, тут могут поджидать сложности, причем довольно большие.

Во-первых, при получении «транзитов» автомобиль снимается с учета по одному из оснований, как правило, таким основанием является «в связи с продажей». Поэтому снять автомобиль для утилизации, когда он уже ранее был снят с учета в связи с продажей, не получится. В ГАИ вроде бы подсказали «лазейку»: мол, можно просто изменить основания для снятия автомобиля с учета с «в связи с продажей» на «в связи с утилизацией», что предусмотрено ст.28-1 Закона РБ «Об основах административных процедур». Но при этом в ГАИ необходимо вернуть все ранее выданное при осуществлении административной процедуры, то есть по логике закона это и разрезанный техпаспорт с отметкой ГАИ о снятии с учета, и транзитные «номера». Если в ГАИ закроют глаза на эти «нюансы», то да, вариант неплохой. Но что-то подсказывает, что сотрудник Госавтоинспекции на это не пойдет и будет руководствоваться нормой закона именно так, как она и прописана в законодательном акте. А это означает тупик, из которого пока выхода нет.

В базе данных ГАИ авто будет значиться, а значит, и налоговая инспекция будет исправно начислять транспортный налог за отсутствующий у автовладельца автомобиль.

Статья 3072. Объекты налогообложения транспортным налогом
1. Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел (далее в настоящей главе – транспортные средства).

И виноват в этом будет сам автовладелец, поскольку сделки по купле-продаже транспортных средств должны осуществляться в точности с требованиями президентского указа №504 «О некоторых мерах по упорядочению сделок по отчуждению транспортных средств». А это означает составление договора и регистрацию его в ГАИ. Поставили авто на «транзиты», значит за этим должно следовать составление договора купли-продажи и регистрация его в ГАИ. Простым языком – отдавать автомобиль на «транзитах» без регистрации сделки – самый негативный вариант по своим возможным последствиям из нами перечисленных.

Покупатель – значит, собственник?

Нет. В соответствии с ч.2 ст.224 Гражданского кодекса, если договор об отчуждении имущества подлежит государственной регистрации, то право собственности у покупателя возникает с момента его регистрации.

Так что если вдруг решитесь избавиться от своего «железного коня», то следуйте требованиям законодательства, чем значительно облегчите себе жизнь. Иначе о себе напомнит налоговая и не только, поскольку автомобиль, как известно, источник повышенной опасности. Это значит, что вам придется отвечать рублем за действия неизвестных вам лиц, притом что сами противоправных действий не совершали. Помните об этом.

04.11.2021

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

14 670 099
Запчастей
53 748
Шин
37140
Продавцов