Карты подписаны: что принесет автовладельцам Союзное государство Беларуси и России

О союзном государстве последнее время говорят чаще обычного. Несмотря на то что договор о его создании был подписан еще в декабре 1999 года, именно сейчас многие задумались о том, что нам сулит это государственное образование в том виде, в котором замышлялось.

Карты подписаны: что принесет автовладельцам Союзное государство Беларуси и России

К нам приходит много различных вопросов на автомобильную и не очень тематику. Последние политические события, безусловно, повлияли и на характер вопросов, и на те темы, которые читатели хотят видеть в наших материалах. Вот и наш читатель Алексей задался вопросом: что, собственно говоря, изменится для автовладельцев, если союзное государство, о котором последнее время так много говорят, начнет полноценно функционировать?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно открыть договор о создании союзного государства, заключенный между Республикой Беларусь и Российской Федерацией в 1999 году (далее – договор):

Статья 1
Российская Федерация и Республика Беларусь (далее – государства-участники) создают Союзное государство, которое знаменует собой новый этап в процессе единения народов двух стран в демократическое правовое государство. 

Создание единого экономического пространства, согласованная внешняя политика, единая правовая система, система безопасности – это все общие посылы, которые следуют из договора. Вместе с тем и Россия, и Беларусь сохраняют свой суверенитет и территориальную целостность с учетом «добровольно переданных полномочий» союзному государству. Получается, что та или иная сторона добровольно передаст единому органу управления часть своих функций. Только кто передаст больше, а кто меньше, и главное – что передаст? Эти моменты и являются предметом обсуждения политиков.

Для владельцев «залоговых» авто есть надежда

Статьей 8 договора предусмотрено, что в союзном государстве признаются и защищаются равным образом все формы собственности, признаваемые на территориях государств-участников, обеспечиваются равные права граждан на приобретение, владение, пользование и распоряжение имуществом. И тут для многих есть положительный момент, касающийся автомобилей, находящихся в залоге. Например, если опыт России в части признания лиц, купивших автомобили, находящиеся в залоге, добросовестными приобретателями, применить и в Беларуси, то это осчастливит многих отечественных автовладельцев.

Напомним: если гражданин России приобретает автомобиль и до момента покупки проверяет его на предмет залога, то он считается добросовестным приобретателем, автомобиль у него изъять нельзя.

Россия:
Пп.2 п.1 ст.352 ГК РФ: Залог прекращается, если заложенное имущество возмездно приобретено лицом, которое не знало и не должно было знать, что это имущество является предметом залога.

Беларусь:
Ч.1 ст.334 ГК РБ: В случае перехода права собственности на заложенное имущество или права хозяйственного ведения им от залогодателя к другому лицу в результате возмездного или безвозмездного отчуждения этого имущества либо в порядке универсального правопреемства право залога сохраняет силу.

Правопреемник залогодателя становится на место залогодателя и несет все его обязанности, если соглашением с залогодержателем не установлено иное.

У нас же в настоящий момент независимо от того, по каким учетам или базам данных покупатель проверял приобретаемый автомобиль, если залог есть (даже при отсутствии сведений в базе данных), то он сохраняется и после продажи. А значит, покупатель покупает чужое со всеми вытекающими последствиями – такой автомобиль залогодержатель заберет обратно.

Единая транспортная система

Ну и дальше о союзном государстве. Статьей 17 договора предусмотрена объединенная транспортная система (России и Беларуси), единые банки данных, и это относится к исключительному ведению Союзного государства. Так что при реализации договора «письма счастья» смогут найти своих адресатов далеко за границами Беларуси (или России).

Чем платить?

Статьей 22 договора предусмотрено поэтапное введение единой валюты с одновременным созданием единого эмиссионного центра на основе соглашения между государствами-участниками, а это значит, что дорожные налоги и сборы (тоже единые, как планируется) придется, по всей видимости, платить в той валюте, которая будет установлена «единой».

А на таможне кто?

Единое таможенное пространство, в отношении которого применяется единый порядок экспортного контроля, меры нетарифного регулирования, лицензирования и вывоза товаров, единый порядок признания лицензий, сертификатов и разрешений на ввоз или вывоз товаров, – именно это предусмотрено ст.29 договора. В том числе это означает единые критерии ввоза на территорию союзного государства транспортных средств.

В общем, так: в договоре много терминов «единый», что говорит о существенных изменениях в нашей жизни, если договор о создании союзного государства начнет работать в том виде, в котором существует в настоящий момент.

В СМИ мы слышим от официальных должностных лиц государства о неких дорожных картах, которые то ли все, то ли почти все подписаны. Этому предшествовали многочисленные встречи и переговоры на различных уровнях, от экспертного до высшего. Означает ли это, что в скором времени начнется практическая реализация норм союзного государства? Время покажет.

21.12.2021

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 979 197
Запчастей
48 045
Шин
34570
Продавцов