Как в автокомиссионках работает схема, чтобы ни за что не отвечать

Можно ли этому противостоять?

Выбирая автомобиль в комиссионном магазине, мы рассчитываем, что продавец проверил его техническое состояние. По крайней мере так должно быть. На практике же бывает иначе, некоторые продавцы ходят по тонкой линии между торговлей и криминалом.

Как в автокомиссионках работает схема, чтобы ни за что не отвечать

Ловушка

Редкая реклама комиссионных магазинов или автохаусов, как модно их теперь называть, обходится без цепляющих фраз, таких как: гарантируем качество, заберем автомобиль и вернем деньги «если что», юридическая чистота сделок, выгодный лизинг и прочее. Это привлекает потенциальных потребителей, которые устремляются за покупкой авто, попадая в итоге в ловушку, которую заранее подготовил для них продавец, или, как он правильно называется, комиссионер.

Один из наших читателей приобрел в комиссионном автомагазине города Бреста VW T5 за 7400 «условных». Этому предшествовали телефонные разговоры с продавцом – менеджером комиссионки, переписка в мессенджерах, поскольку покупателя, что не удивительно, волнует главное – техническое состояние автомобиля. А оно бывает разным, но об этом вам могут не сказать. В итоге сторговались, встретились, купил. Дорога домой была довольно долгой, целых 300 км, но это все, на что хватило автомобиля. Неожиданно двигатель «сдох» от слова «совсем». Обстоятельство, конечно же, не из приятных, но главное было впереди. На СТО сообщили, что замена двигателя будет стоить около 3000$, а это почти половина стоимости «приобретения». Такой поворот событий новоиспеченного автовладельца не устраивал, он «выкатил» продавцу требование расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги, ведь по ситуации очевидно, что продавец обо всем знал. Подтвердили эту версию и на СТО, показав все «хитрости» подготовки автомобиля к продаже. Продавец-комиссионщик ошарашил: «Мы вас не знаем, у нас вы ничего не покупали». Как же так, а переписка, а договор, а передача денег?..

А куда смотрели?

При знакомстве с договором купли-продажи стало понятно, что продавцом в нем выступает вовсе не комиссионный магазин, а физическое лицо, указанное в свидетельстве о регистрации автомобиля. Найти его, конечно, можно, но в подобных ситуациях с огромной долей вероятности это будет «вешалка», на которую просто зарегистрировали автомобиль и сразу же сняли с учета. И «вешалка» эта может оказаться не из элиты общества, короче говоря, взять с человека нечего.

Дальше – хуже. Оказывается, в сделке участвовала лизинговая компания, которая выкупила автомобиль у «вешалки» и передала покупателю (лизингополучателю). То есть фактически автомобиль приобретался у лизинговой фирмы. Обычному потребителю, не обремененному юридическими познаниями, все эти поползновения и подписание документов ни о чем не говорят, но продавцу говорит о многом: ловушка захлопнулась, «клиент» попался. И юридически продавец прав, отправляя покупателя восвояси, ведь юридически между покупателем и автохаусом никаких отношений действительно нет. А значит, и требовать возврата денег покупатель не имеет права – разбирайтесь с «вешалкой» или с лизинговой, вы там автомобиль приобретали.

Так-то оно так, но противостоять такому можно, и к этому лучше готовиться заранее.

Во-первых, делаем скриншоты и сохраняем переписку с продавцом в мессенджерах – она будет свидетельствовать о том, что фактически все переговоры велись с представителем комиссионного магазина (автохауса), то есть именно он был стороной сделки.

Во-вторых, вернее, это должно быть во-первых: читайте внимательно договор. Если фактически стороной договора (продавцом) является физическое лицо, а автомобиль продается на комиссионной площадке, то уходите… Да, просто уходите. В соответствии с правилами комиссионной торговли и по действующему гражданскому законодательству комиссионер является продавцом и отвечает за качество продаваемых им автомобилей. При этом он обязан (!!!) в составе комиссии проверить перед продажей их техническое состояние и составить акт осмотра в трех экземплярах, один из которых в обязательном порядке должен предоставляться покупателю, второй – лицу, указанному в свидетельстве о регистрации, а третий оставить себе. В нашей ситуации этого, конечно же, не было.

В-третьих, и это не менее важно: если менеджер комиссионки просит оставить (перечислить) аванс, задаток, то сохраняйте «следы». Они могут быть любыми, в том числе и скриншоты переписки, из которой следует, что такая просьба поступила. Возможно, это станет решающим аргументом при судебном разбирательстве, чтобы привлечь как сторону процесса комиссионера, а не «вешалку», с которой, как мы говорили выше, «взятки гладки».

В соответствии со ст.351 Гражданского кодекса (далее – кодекс) задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения. А это означает: если есть задаток, то есть и договоренность, и именно с комиссионером, ведь задаток обеспечивает исполнение договора с ним. Опытный юрист скажет, что задаток должен оформляться документально, причем независимо от суммы, и будет прав, но опять-таки в силу ч.3 ст.351 кодекса, если задаток не оформлен, тогда денежная сумма признается авансом. А аванс – это сумма, выдаваемая в счет будущих платежей по договору (сделке). Получается, что и задаток, и аванс напрямую ведут к комиссионеру и договоренности именно с ним.

В-четвертых, сохраняйте рекламные объявления и контакты продавцов, фотографии, размещенные в объявлении, ведь они могут указать на то, что автомобиль фактически приобретался у комиссионной площадки.

Откажутся вернуть деньги – значит, в суд

Говоря простым языком, комиссионер (представитель автохауса) под видом сделки между ним и покупателем подсунул этому покупателю сделку между физическими лицами с использованием лизинговой компании. Да, фактически автомобиль передавался покупателю (лизингополучателю) лизинговой компанией, но в силу ст.641 Гражданского кодекса лизингополучатель имеет право предъявить претензии относительно качества товара непосредственно поставщику имущества, а не лизинговой. При этом согласие лизинговой на расторжение договора необходимо.

Покупатель обоснованно предполагал, что приобретает автомобиль в комиссионном магазине. Будучи введенным в заблуждение относительно стороны договора (продавца), покупатель подписывает документ. В нашем случае это свершившийся факт.

Закон в таких случаях говорит о том, что это притворная сделка, то есть сделка, которая прикрывает другую сделку – между комиссионным магазином и покупателем. Такие сделки суд может признать недействительными, поскольку притворность сделки влечет ее недействительность (ст.171 кодекса). А дальше во внимание берется та сделка, которая предполагалась, – между комиссионкой и покупателем, и при рассмотрении вопроса в суде будут учитываться те правила, которые к такой сделке (которую прикрыли) применяются, – правила, предусмотренные законом о защите прав потребителей.

По данному закону продавец (комиссионер) несет ответственность за качество реализуемого товара. «Вешалка», с которой взять нечего, остается фактически в стороне. В суд, возможно, позовут всех, но отвечать по итогу с большой долей вероятности, в том числе и финансово, будет комиссионер, который всю эту схему и «замутил», чтобы не отвечать за качество продаваемых им автомобилей.

Статья 2. Сфера действия закона о защите прав потребителей
1. Действие настоящего Закона распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной купли-продажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира, перевозки груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров.

Для подкрепления своей переговорной позиции не будет лишним написать заявление в местный исполком о нарушении комиссионером правил комиссионной торговли и иных законов: реализация на комиссионной площадке автомобилей без обязательных в данном случае документов, введение потребителя в заблуждение, чем нарушен закон о защите прав потребителей, который обязывает продавца сообщать покупателю только правдивую и полную информацию о товарах.
Обратиться в милицию? А почему бы и нет, ведь грань между потребительским обманом и мошенничеством, что влечет уже уголовную ответственность, может быть очень тонкой.


07.12.2021

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 035 725
Запчастей
45 017
Шин
34592
Продавцов