Как машина может превратиться в «вещь», или Зачем нужен VIN

VIN автомобиля – это как отпечаток пальца у человека: появляющийся в момент рождения, он уникален и никогда не повторяется. Автомобиль им наделяется с момента производства, он должен быть сохранен вплоть до утилизации.

VIN, или Vehicle Identification Number, «родился» в Соединенных Штатах Америки как единый стандарт маркировки транспортных средств при их производстве американскими автопроизводителями.

Как машина может превратиться в «вещь», или Зачем нужен VIN

Впоследствии успешный опыт американцев стал основой для международного регламента идентификации автомобилей.

VIN-код наносится на специальную табличку, которая находится на элементе конструкции транспортного средства. В соответствии с постановлением Совмина №1849 кузовной элемент с табличкой, содержащей VIN, именуется номерным агрегатом.

Номерной агрегат – маркированный изготовителем транспортного средства элемент конструкции транспортного средства (кузов, кабина, рама), содержащий идентификационный номер, нанесенный ударным или другим методом, обеспечивающим его долговечность, защищенность от изменения и исключающим стирание.

И Законом РБ о дорожном движении, и Правилами дорожного движения предусмотрено, что транспортные средства должны соответствовать требованиям регламента ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением комиссии Таможенного союза. Согласно этому документу на каждый автомобиль должен быть нанесен VIN не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.

Если VIN поврежден

От аварии не застрахован никто, и так бывает, что в результате ДТП повреждается кузовной элемент, на котором находится табличка с VIN. Это может стать серьезной проблемой.

На фото запечатлен VW Caddy, который был поврежден в результате аварии: водитель многотонного МАЗа зазевался на перекрестке и «влетел» в заднюю часть легковушки. Автомобиль VW Caddy был еще на гарантии и с полным КАСКО, в связи с чем ремонт машины не предвещал проблем. Увы, данное авто превратилось в «вещь», на которую можно смотреть, трогать, но ездить нельзя.

А всё потому, что табличка с VIN-кодом в этой машине присутствовала только в одном месте – на задней стойке, которая оказалась сильна повреждена. Табличка превратилась в нечитаемую. Сначала тревогу забила страховая компания, которая уведомила автовладельца о том, что ремонтные работы с использованием сварки на деталях кузова, на которые нанесен VIN, законом запрещены.

По стандарту завода-изготовителя задняя стойка при таких повреждениях подлежит замене, но поставляется она в ремонтные организации в чистом виде, однако тогда автомобиль лишается таблички с VIN. Ее выравнивание или перенос на замененный кузовной элемент вне условий завода-изготовителя также запрещены.

Получилась уникальная ситуация, при которой страховая компания готова оплатить ремонт, ремонтная организация готова ремонт провести, но риски последующей эксплуатации автомобиля должен взять на себя автовладелец.

Так все участники разрешения спорного вопроса стали заложниками ситуации. Согласие на ремонт без сохранения таблички с VIN означает гарантированные проблемы при совершении регистрационных действий в МРЭО ГАИ.

Как следует из п.49.1 постановления Совмина №1849, обнаружение признаков видоизменения или уничтожения маркировок номерных агрегатов, нанесенных на них изготовителем, является основанием для отказа в регистрационных действиях. То есть ни продать, ни подарить, хотя за машину уплачены большие деньги. А ездить-то на ней можно?

Отвечаем: нет, нельзя. Согласно п.194.1 ПДД запрещается участие в дорожном движении транспортного средства без установленных в предусмотренных местах регистрационных знаков (временных номерных знаков); транспортного средства, имеющего следы видоизменения или уничтожения регистрационных знаков (временных номерных знаков), а также маркировок кузова, шасси, рамы, нанесенных на них ранее изготовителем (за исключением зарегистрированных в установленном порядке). Следует отметить, что дублирующие VIN наклейки на кузовных элементах в расчет не берутся, поскольку они не являются маркировкой номерного агрегата.

И еще один момент. Статья 381 Уголовного кодекса предусматривает ответственность за уничтожение VIN. Кто согласится ремонтировать машину, если она при этом лишается идентификационного номера?

Так что ремонт автомобиля, в той или иной степени затрагивающий кузовные элементы, на которые нанесен VIN, может обернуться проблемами. Следует это учитывать.

Можно, конечно, кузов целиком заменить, но…

Из постановления Совмина №1849

31. Внесение изменений в регистрационные документы при замене кузова (кабины, рамы) транспортного средства осуществляется по разрешению начальника регистрационного подразделения после осмотра, предшествующего такой замене, при условии, что в случае такой замены не утрачивается и не изменяется идентификационный номер транспортного средства. 

А если (заводской) VIN только один и по какой-либо причине утрачивается, то автомобиль превращается в объект созерцания без права его эксплуатировать по прямому назначению.

05.09.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 024 438
Запчастей
48 258
Шин
34778
Продавцов