К чему приводят долги: можно ли лишиться водительских «прав»

Ситуации, когда инспектор ГАИ останавливает водителя автомобиля и сообщает ему о том, что управлять машиной тот не имеет права, случаются довольно часто. К удивлению таких водителей, причиной этого являются долги.

К чему приводят долги: можно ли лишиться водительских «прав»

Долги по кредиту, алиментам, просто долги перед другими лицами, а также неоплаченные штрафы могут с высокой долей вероятности сделать водителя пешеходом. Закон об исполнительном производстве (далее – закон) определяет должника так: 

Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом Республики Беларусь, административно-территориальная единица, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и (или) иное имущество, исполнить другие требования, содержащиеся в исполнительном документе) или воздержаться от совершения определенных действий.

Простыми словами: если в отношении гражданина открыто исполнительное производство ввиду, например, неоплаты им штрафа ГАИ, то судебный исполнитель имеет право принимать меры, стимулирующие у такого гражданина желание долги скорее погасить.

Статья 17.3 ПИКоАП Республики Беларусь
Должностное лицо органа, исполняющего административное взыскание в виде штрафа, направляет в орган принудительного исполнения представление о принудительном исполнении этого взыскания, копию постановления о наложении административного взыскания и другие документы, необходимые для осуществления исполнения при неуплате штрафа лицом в установленные сроки.

Напомним, что срок уплаты штрафа физическим лицом – один месяц с момента вынесения постановления о назначении штрафа. Идем дальше.

Одной из мер, стимулирующих погашение долгов, является временное ограничение права должника – гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами (ст.60 закона РБ). И что интересно, такие меры используются часто, они весьма эффективны, в результате чего государственный бюджет пополняется денежными средствами должников. Кто не знал, в качестве стимула отдать долги судебный исполнитель может даже ограничить должника в посещении игорных заведений и участии в азартных играх. И даже в розыск должника может объявить через органы внутренних дел с внесением сведений об этом в соответствующую базу данных. Так что с трапа самолета, как говорится, кое-кого могут прямиком доставить в места не столь отдаленные. И все из-за долгов.

Многие водители при применении к ним таких мер с этим не согласны и обжалуют решения судебных исполнителей, в том числе и в судах. Подход к подобным делам индивидуальный, решения принимаются разные.

Например, приговором суда Ленинского района Бреста директор одной из фирм Дмитрий был признан виновным в уклонении от уплаты налогов в крупном размере путем занижения налоговой базы. Два года домашней «химии» и штраф 500 базовых величин (1 базовая величина =37 BYN) стали вполне разумным наказанием за подобное преступление. Суд также лишил Дмитрия права занимать организационно-распорядительные и административно-хозяйственные должности на срок пять лет. Так что с должностью директора пришлось попрощаться, и подался Дмитрий в водители такси, ведь выплачивать и штраф, и ущерб государству в сумме 180 тыс. руб. как-то надо было.

Но к недовольству судебного исполнителя в добровольном порядке долги не гасились, а 50% удержаний из заработной платы в счет погашения ущерба составляли всего 341 руб. ежемесячно.

Что-то подсказало судебному исполнителю, что водителем такси Дмитрий устроился формально, чтобы хоть где-то значиться и получать минимальную зарплату, с которой в счет долга погашать задолженность перед государством мелкими «каплями», – формально же взыскание происходит.

Данное обстоятельство представителя органов принудительного исполнения не устроило, он вынес постановление о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа (исполнительного листа) в виде ограничения права на управление механическими транспортными средствами.

Об этом Дмитрий узнал от инспекторов ГАИ, которые вежливо высадили его из машины, а ее саму доставили на штрафстоянку, так как права управления автомобилем Дмитрий на тот момент не имел, о чем говорила отметка в базе данных ГАИ. На это решение Дмитрий подал жалобу главному судебному исполнителю, но всхлипам: «Работа водителем – мой единственный источник дохода, чтобы гасить долги!» – тот не внял и оставил ограничение в силе.

Дальше был суд, в котором обжаловалось решение уже главного судебного исполнителя, и доводы о том, что работа водителем – единственный источник выполнения долговых обязательств, суд также счел несостоятельными.

А все потому, что на столе у судьи уже лежали данные, что учет прохождения водителем медицинского осмотра перед допуском к управлению транспортным средством не осуществляется, журнал проверки исправности транспортного средства перед допуском к участию в дорожном движении на предприятии не ведется, автомобильные перевозки осуществляются без оформления каких-либо документов. Должник получает заработную плату, фактически равную размеру установленной в Беларуси минимальной заработной платы. Формальное трудоустройство, в общем, для «галочки», чтобы просто показать, что хоть какие-то деньги взыскиваются. Сам Дмитрий по образованию историк. И он даже справку в суд предоставил о том, что отдел образования отказал ему в трудоустройстве учителем истории в школе в связи с отсутствием вакансии.

Из решения суда: «Поскольку должник самостоятельно не предпринимает мер, направленных на возмещение ущерба, в том числе в кратчайшие сроки, будучи ограниченным в праве на управление транспортными средствами, может быть трудоустроен на любую другую работу с такой же приближенной к минимальной заработной платой и где наличие данного права не требуется, в удовлетворении жалобы отказано».

В общем, плати долги, как говорится, и только потом садись за руль.

Вот еще похожий случай, только с иным результатом. На основании многочисленных исполнительных листов Владимир задолжал государству 61 тыс. рублей. Судебным исполнителем Фрунзенского района Минска было принято решение ограничить ему право управления механическими транспортными средствами. Жалобы к результату не привели, дело дошло до суда.

Из судебного решения: «Заявитель согласно представленной копии трудовой книжки и справке нанимателя трудоустроен в должности водителя-испытателя в ООО. Из заработной платы должника ежемесячно производятся удержания в размере 260-420 руб. в счет погашения задолженности.

Иных источников дохода, согласно трудовой книжке, сведениям ФСЗН, а также предоставленным судебному исполнителю сведениям о доходах и имуществе должник не имеет.

Поскольку заработная плата в ООО является единственным источником получения дохода и оплаты задолженности, а также при наличии на иждивении у заявителя двоих несовершеннолетних детей суд полагает, что принятая мера по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения должника в праве управления механическим транспортным средством не способствует его исполнению, а может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа. Таким образом, жалоба подлежит удовлетворению, постановление судебного исполнителя о принятии меры по обеспечению исполнения исполнительного документа – отмене».

Вывод из всего этого такой: наличие долгов по штрафам, алиментам, непогашенный материальный ущерб по преступлениям (и не только), наличие всего того, что укладывается в понятие «долги», может привести к ограничению в праве управления автомобилем, причем надолго. А для тех, кто при наличии подобного ограничения все же решит сесть за руль, напоминаем, что за это предусмотрена административная ответственность по ст.18.14 КоАП Беларуси с перспективой получить большой штраф или вообще арест. И если это будет совершено неоднократно, то есть в течение года после повторного нарушения (ч.2 ст.18.14 КоАП РБ), то светит уже «уголовка» с перспективой отправления в места не столь отдаленные.

30.05.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 040 497
Запчастей
45 009
Шин
34573
Продавцов