Электроскутеры и самокаты - кто главный

В каких случаях водитель обязан уступить

В Беларуси, как и во многих европейских странах, все активнее развивается такой альтернативный вид транспорта, как персональные передвижные устройства, или, как их называют в отечественных Правилах дорожного движения, средства персональной мобильности, – гиротранспорт и другие разновидности с приставкой «электро-»: велосипеды, самокаты, скейты, скутеры. Появилось много соответствующих шерингов (велошеринг, кикшеринг и др.), но добавилось и немало проблем.

Электроскутеры и самокаты - кто главный

Для автолюбителей эти «коллеги» по дорожному движению – сплошная головная боль. И совершенно непонятно порой, как реагировать и что делать. Представители организации «Безопасные дороги Беларуси» пару лет назад зафиксировали рекорд: на улице Орловской в Минске самокатчик ехал со скоростью 75 км/ч. Заметить такого лихача в зеркала машины и вовремя среагировать та еще задача.

Опасность электросамокатов, к примеру, хорошо осознают во многих европейских государствах. В одних странах любое транспортное средство, которое развивает скорость выше 6 км/ч, требует официального допуска к движению – иначе штраф. В других и вовсе запрещено выезжать на проезжую часть и даже парковаться где захочется – только в специально отведенных для этого местах.

В Беларуси в данном направлении пока набиваются шишки. Но первые прецеденты уже имеются: одного минчанина задержали на электроскутере в состоянии алкогольного опьянения и лишили «прав» на все виды транспорта, в том числе и на автомобиль. С гиротранспортом пока чуть проще, минусы таких устройств – небольшие расстояния. Так что в большинстве своем на них передвигаются по тротуарам и асфальтированным дорожкам. Сложнее с электровелосипедами и электроскутерами. Их скорость в отдельных случаях может превышать 50 км/ч, а значит, велика вероятность встретиться с ними на дорогах общего пользования.

К слову, в Беларуси электроскутеры приравниваются к мопедам. Со всеми вытекающими последствиями. Управлять ими можно, только имея «права» категории «АМ» и выше. Садиться за руль – только после достижения 16 лет. Естественно, пройдя обучение и успешно сдав квалификационный экзамен. Здесь же и ограничения для водителей. Нельзя ездить, не держась за руль. Подвозить пассажира на скутере нельзя, на электровелосипеде – можно, если это предусматривает его конструкция. Управлять электровелосипедом и электроскутером можно только в шлеме!

Но пока еще остается открытым вопрос: где, собственно говоря, можно передвигаться на таких персональных устройствах? В ГАИ советуют определяться самим по мощности, которая записана в ПДД: на двух- или трехколесных механических транспортных средствах с электродвигателем номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 250 Вт и не более 4000 Вт можно ездить по дорогам, на всем, что ниже по мощности, – по тротуарам.

Если вы хотите участвовать в дорожном движении, покупайте такие транспортные средства, которые могут попадать под определенные критерии. То же самое касается квадроциклов. Поскольку мощность у них выше 250 Вт, но при этом зарегистрировать в ГАИ этот вид транспорта нельзя, то и на проезжей части на нем появляться не стоит – только на закрытой территории.

Делаем вывод: пока в ПДД нет отдельных разделов для всех видов транспорта с приставкой «электро-», вспомним правила движения для мопедов и велосипедов. Главное правило – ехать по дороге можно не далее одного метра от правого края. Выезжать дальше можно только при обгоне, если едете группой – друг за дружкой, но никак не параллельно.

У электровелосипеда, как и у обычного велосипеда, должны работать все системы, быть исправными тормоза, рулевое управление. Есть звуковой сигнал или гудок, зеркало заднего вида. Обязательны световозвращатели, в ночное время суток – фонари: спереди – с белым светом, сзади – с красным. Если фонари не работают, придется спешиться и вести электровелосипед рядом с собой.

Опытные пользователи средств персональной мобильности рекомендуют носить не только шлем, но световозвращающий жилет, фликеры или катафоты. Это особенно важно при тумане и слабой видимости – водители только спасибо вам скажут. Благодарны водители будут и за показанный поворот в любую из сторон рукой (если нет указателей поворота). Ваши действия должны быть понятными и предсказуемыми для всех участников дорожного движения. Показывать сигналы нужно заранее, чтобы у водителей сзади было время заметить, распознать их, предпринять действия для недопущения каких-либо происшествий.

Соответственно есть рекомендации и для водителей легкового и грузового транспорта: чаще смотреть в зеркала, желательно установить дополнительные зеркала для «слепых» зон, не устраивать «шашки» на городских дорогах, потому как вероятность не заметить и зацепить/подрезать/сбить электроскутериста вырастает в разы.

Общий совет всем участникам дорожного движения: разумная скорость, плавные перестроения, не отвлекаться на телефоны, чаще смотреть в зеркала или по сторонам.


17.05.2021

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 019 199
Запчастей
48 041
Шин
34570
Продавцов