Электросамокаты, гироскутеры и сегвеи: что нужно о них знать

В преддверии сезона

В нашу жизнь различные устройства с электрическими двигателями пришли относительно недавно. Было много споров о том, к какой категории механизмов отнести, например, те же электросамокаты.

Электросамокаты, гироскутеры и сегвеи: что нужно о них знать

Законодатель с этим определился, но споры не утихают до сих пор.

Итак, изменениями в ПДД было решено ввести термин «средства персональной мобильности». К ним относятся устройства или приспособления, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, сегвей, гироскутер, моноколесо и пр.).

Кем являются лица, управляющие такими устройствами, – водителями или пешеходами? ПДД на этот вопрос отвечают предельно ясно: пешеходами.

Пункт 2.46 ПДД: пешеход – физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.

На средствах персональной мобильности запрещено:

- находиться в состоянии опьянения;
- перевозить пассажиров вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией;
- не держаться за руль (при его наличии);
- передвигаться лицам до 14 лет (за исключением пешеходных и жилых зон).

Во всех случаях (кроме велодорожек) преимущество – у бесколесных участников дорожного движения, которым не следует создавать препятствий. При пересечении проезжей части по наземному пешеходному переходу на перекрестке по линии тротуаров или обочин следует ехать со скоростью идущего шагом пешехода, убедившись, что выезд безопасен. Это требование относится и к любителям кататься на роликовых коньках, скейтбордах или другом спортивном инвентаре.

Формулировка «со скоростью идущего шагом пешехода» вызвала много споров и противоречий, ведь одно дело, когда этим «пешеходом» является бабушка, и совсем другое, если пешеход – профессиональный спортсмен, двигающийся с соответствующей подготовке скоростью. С каким тогда скоростным режимом должен двигаться «пешеход» на электросамокате?

Но вернемся к действующим Правилам дорожного движения. Итак, пересечение проезжей части дороги на средствах персональной мобильности должно осуществляться по велосипедному переезду или велосипедной дорожке с соблюдением требований, предусмотренных п.150 ПДД для движения велосипедистов, а в случае отсутствия велосипедного переезда или велосипедной дорожки – в местах, предусмотренных для пешеходов.

При отсутствии в пределах видимости пешехода подземного, наземного пешеходных переходов и перекрестка, а в случае передвижения на средствах персональной мобильности – также велосипедного переезда переходить (пересекать) проезжую часть дороги допускается по кратчайшей траектории на участке, где дорога хорошо просматривается в обе стороны, убедившись, что выход на проезжую часть дороги безопасен и своими действиями пешеход не создаст препятствия для движения транспортных средств.

Важно: при движении на средствах персональной мобильности разрешается двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для других пешеходов.

В темное время суток или при недостаточной видимости пешеход на средстве персональной мобильности должен обозначить себя световозвращающими элементами, а на самом устройстве должен иметься фонарь (фара), позволяющий своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения.

Часто нам задают вопрос: «Нужен ли при движении на электросамокате (гироскутере, сегвее) шлем?» Отвечаем: ПДД рекомендуют надевать шлем, но это не носит обязательного характера, наказания за его отсутствие не предусмотрено.

Важно: на средствах персональной мобильности запрещается ехать со скоростью, превышающей 25 км/ч.

Кто и как будет фиксировать скорость такого пешехода, пока вызывает вопросы, по логике – ГАИ, но у средств персональной мобильности нет регистрационных знаков или иных отличительных признаков, по которым на том же приборе фиксации скоростного режима можно идентифицировать конкретное средство персональной мобильности. За руку ловить будут? Полагаем, что это весьма опасный вариант, особенно для самого «пешехода».

Кстати, пешеход, в том числе управляющий средством персональной мобильности, по новым Правилам обязан по требованию инспектора ГАИ пройти медицинское освидетельствование. Зачем? Да потому, что ответственность за нарушение ПДД для пешехода «под мухой» значительно выше и составляет от 3 до 5 базовых величин (ч.2 ст.18.20 КоАП). Для пешеходов не в состояния опьянения при нарушении ПДД штраф составляет от 1 до 3 базовых. С 1 января 2023 года базовая величина установлена в размере 37 рублей (постановление Совмина №967).

Так что считайте и думайте, прежде чем отправиться в путь, используя средство персональной мобильности, а перед этим основательно «нагрузившись»…

04.04.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

11 077 893
Запчастей
35 405
Шин
35543
Продавцов