Единая страховка для Беларуси и России: авто станут дешевле?

С 2021 года в информационном поле активно обсуждается тема единого страхового полиса для автовладельцев Беларуси и России. Ни много ни мало, но уже к лету 2023 года планировалось этот документ ввести в действие. На какой стадии лето, сами знаете, а единой страховки как не было, так и нет. Почему?

Единая страховка для Беларуси и России: авто станут дешевле?

Союзное государство Беларуси и России существует уже давно, договор о его создании был подписан еще в 1999 году. Начиная с этого момента принимались многочисленные совместные документы, направленные на интеграцию обоих государств, в том числе и декрет Высшего государственного совета Союзного государства №6 от 04.11.2021 «Об основных направлениях реализации Договора о создании Союзного государства». Данный документ включает в себя и пункт о единых принципах страхового надзора. Кто в теме, тот понимает, что задача эта сверхсложная по многим причинам, из которых мы выделим, на наш взгляд, главную – размер страхового рынка. В размерном соотношении это как Lada Vesta и БЕЛАЗ.

И с нашей стороны, и со стороны соседней страны озвучивались вполне себе конкретные сроки – лето 2023 года, – когда страховые полисы, заключенные в Беларуси, будут действовать на территории России и наоборот. Покрытие страховых случаев планировалось обеспечивать по принципу системы страхования «Зеленая карта», которая с лета этого года уже не работает, и тому причиной стал санкционный режим.

Но санкции санкциями, а мы создаем свою единую систему, которая, как показывает практика, скажем мягко, пробуксовывает даже по срокам. Причин, помимо той, о которой мы говорили выше, великое множество, в том числе и цена полиса, о которой до сих пор идут споры. А ведь цена страховки для автовладельца основополагающий момент.

Как убеждены чиновники с обеих сторон, единый полис (ОСАГО) в цене если и изменится, то незначительно. А вот эксперты из иных сфер настроены не так оптимистично и приводят очень важный аргумент: стоимость автотранспорта и его обслуживания последнее время значительно растет, что может привести и к росту стоимости страховки. Они называют этот процесс естественными причинами, от которых никуда не деться.

«Абсолютную цифру (цена страховки. – Прим. редакции) называть еще рано, но она будет единой. Проект концепции предполагает унификацию подходов к автогражданской ответственности, и сегодня он находится в высокой степени готовности» – так еще в 2022 году высказался заместитель председателя комиссии Парламентского собрания Союза Беларуси и России по законодательству и регламенту.

«Я думаю, что цена нового страхового полиса будет золотой серединой между теми видами страхования автогражданской ответственности, которыми сегодня пользуются автолюбители Беларуси и России. Но итоговую стоимость определит рынок и сами страховщики, которые тоже не должны работать себе в убыток», – сообщил недавно одному из белорусских порталов этот же чиновник.

Фразы вроде «золотая середина», «определит рынок» и «не должны работать в убыток», согласитесь, вовсе не означают, что единая страховка станет дешевле национальной по действующим сейчас в Беларуси тарифам. И тут пенять на чиновников не следует – рыночные механизмы сегодня такие, что если начать давить на них вручную, то вся система может посыпаться и привести к непредсказуемым результатам.

«Фактически первое время и в России, и в Беларуси будут доступны два вида страховки. Первый будет действовать только на территории страны, где он был оформлен, второй – на территории Союзного государства независимо от того, где он был выписан» – так в свое время сообщали в Российском союзе автостраховщиков.

Многие сходятся во мнении, что цена единого полиса однозначно будет выше, поскольку в него включаются дополнительные риски по возмещению вреда, причиненного транспортному средству в результате ДТП на территории хоть и Союзного государства, но при этом другой отдельно взятой станы.

И тут вот в чем главный вопрос: какие правила расчета стоимости страхового полиса лягут в основу единого ОСАГО? Если российские, где стоимость страховки выше, в том числе ввиду применения различных и многочисленных коэффициентов, то белорусские автовладельцы вряд ли испытают положительные эмоции. Если белорусские, то автовладельцы-россияне будут этому только рады, так как страховка для них станет дешевле.

А вы как думаете? По законам жанра кого больше, тот и должен победить. Но мы склонны сделать вывод о том, что игры мускулами в данном случае не будет, правительства договорятся о золотой середине, а значит, единая страховка будет стоить для нас дороже, чем ныне действующая национальная. Ждем 2024-й – именно в этом году чиновники обещают наконец-таки договориться о едином ОСАГО Союзного государства. Или опять не договорятся?

Страховые тарифы

В Беларуси тарифы регулируются указом №531 «Об установлении размеров страховых тарифов, страховых взносов, лимитов ответственности по отдельным видам обязательного страхования».

В России тарифы регулируются указанием Центрального банка Российской Федерации №6007-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

25.07.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 008 807
Запчастей
48 058
Шин
36072
Продавцов