Джиперы против ПДД

Нестандартные колеса, фары на крыше и ветер в голове

На наших дорогах каких только любителей креатива, оснащающих свои автомобили различными приспособлениями, не встретишь. И колесные арки расширят, и прожекторы на крышу установят, да еще и королями на дороге себя мнят.

Джиперы против ПДД

Таких автолюбителей называют по-разному, в том числе и нецензурными словами, но сами себя они именуют джиперами, хотя к этой категории автовладельцев, любящих погонять на джипах по бездорожью, отношения имеют мало. Наш читатель Дмитрий поделился своей историей знакомства с «неадекватами», позволившими себе на дороге устроить гонки с препятствиями, подвергая опасности и себя, и других участников дорожного движения:

«Его я увидел в зеркало заднего вида. Водитель на джипе, переделанном, как я понял, под какие-то другие нужды, чем простая езда, ехал на большой скорости, обгоняя попутные автомобили очень резко, я бы сказал – дерзко, не показывая повороты. Выведенная наверх выхлопная труба, расширенные арки, колеса явно нестандартного для этой машины размера, четыре большие фары-прожектора на крыше, две на бампере (синие), тонировка, лебедка спереди и тому подобное. К этому следует добавить громкую музыку, сигареты и пару девиц на заднем пассажирском сиденье. Судя по всему, компании было весело, а вот остальным участникам дорожного движения, вынужденным прижиматься к обочине, чтобы их пропустить, не очень. Ситуации возникали явно аварийные, при которых другие водители просто решили руководствоваться правилом трех «Д» – «дай дорогу дураку». И это, я считаю, правильно. Но у меня возник вопрос: кто их на дороги вообще выпускает? Хамское поведение – это, скорее всего, недостаток родительского и школьного воспитания молодежи, но ведь изменения в конструкции автомобиля могут быть небезопасными. Как такой транспорт техосмотр проходит?»

Вопрос морально-нравственного воспитания подобных водителей мы затрагивать не будем – пусть их ГАИ воспитывает по закону. Остановимся на других аспектах проблемы.

Изменение в конструкции автомобиля

Автовладельцы идут на разные ухищрения, чтобы придать своему автомобилю желаемый вид. Но нужно осознавать, что конструкторы каждой модели закладывали в нее именно те характеристики, при которых авто будет максимально безопасным. Все это проверялось соответствующими краш-тестами. После кустарных изменений автомобиль может потерять устойчивость, управляемость и еще многое из того, что было заложено в него на этапе производства.

Про те же колеса, которые, по словам нашего читателя, были явно нестандартного размера, упомянем особо. Согласно Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» (далее – Техрегламент) транспортные средства должны быть укомплектованы шинами в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств, то есть теми, что предусмотрел завод-изготовитель. Шины должны соответствовать размерности, категории скорости, массе, которая на шину приходится, и т.д.

Особые требования предъявляются также к тормозной системе, которая должна обеспечивать нормативы эффективности торможения. При нестандартных колесах выполнение таких нормативов представляется маловероятным.

Установка источника света, не соответствующего документации завода-изготовителя, трактуется как внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Что важно, никакая фара не должна быть мигающей, за исключением сигнала поворота и «аварийки». Никакой свет красного цвета не должен быть направлен вперед, белого цвета – назад (за исключением фонаря заднего хода).

Любителям «пошуметь» работой выхлопной трубы автомобиля следует знать, что не допускается внесение изменений в конструкцию системы выпуска отработавших газов.

«Запаска» должна находиться именно там, где это предусмотрено конструкцией транспортного средства, и быть надежно закреплена.

Отдельно следует сказать про дополнительные фары, в том числе расположенные на крыше автомобиля. Это запрещено не только Техрегламентом, но и Правилами дорожного движения. Фара-прожектор и прожектор-искатель, только белого цвета, допускаются к установке лишь тогда, когда они предусмотрены конструкцией транспортного средства (таблица 3.1 требований к дополнительным факультативным световым приборам ТР ТС 018/2011). Никакой самодеятельности в таких случаях быть не должно.

Как проходят техосмотр

А проходят ли? При изменениях в конструкции транспортного средства прохождение данной процедуры является маловероятным.

Согласно ТКП 309-2011 (02190) «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств» (далее – ТКП) сотрудник диагностической станции осуществляет контроль внешних световых приборов, предусмотренных конструкцией, в том числе по их количеству. Затем следует контроль шин, колес, их технического состояния, правильности установки, подвески, контроль элементов ходовой части. Этот список можно продолжать и продолжать: манипуляций и замеров там великое множество, все их перечислять не имеет смысла.

Вы удивитесь, но даже наличие на переднем лобовом стекле автомобиля видеорегистратора может стать основанием для непрохождения техосмотра по причине нарушений требований к обзорности.

7.4.4.4. Стекла имеют несоответствия в следующих случаях:

- наличия на стеклах (стеклах обтекателя) и (или) в оконных проемах транспортного средства не предусмотренных конструкцией дополнительных предметов

Установка видеорегистратора, конечно же, допускается, но только в специальных зонах лобового стекла.

Пункт 4.2 Приложения №8 Техрегламента гласит: «Не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн)».

В общем понятно, что пройти техосмотр на автомобиле, подвергнутом серьезному любительскому «тюнингу», невозможно, если, конечно, в дело не вступает коррупционная составляющая. Про тонировку вообще даже начинать не будем – это делать нельзя, только если она заводская и предусмотрена изготовителем.

Как на это реагировать?

Обращаться в ГАИ и наказывать дорожных хамов законным путем. Для них законодательно предусмотрена статья 18.13 Административного кодекса (и не только), при применении которой на дорогах подобных «персонажей» станет меньше.

Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других Правил дорожного движения
12. Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

10.05.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 926 506
Запчастей
48 344
Шин
36304
Продавцов