Владельцы самокатов против пешеходов

Представляют ли электросамокаты опасность на улицах

Новые тенденции мобильности, выраженные в электросамокатах, моноколесах и прочих устройствах с электромотором, появились относительно недавно, но получили широкий отклик у покупательской аудитории. Оно и понятно: полчаса прогулки с ветерком – и ты на работе, без простоя в пробках или людном общественном транспорте. При этом технические характеристики таких устройств заставляют задуматься, а не опасны ли они для окружающих?

Владельцы самокатов против пешеходов

Еще свежи воспоминания, когда СМИ взбудоражила новость о том, что камера фотофиксации запечатлела превышение установленного лимита скорости… электросамокатом. Да-да, именно на этом устройстве водитель (пока назовем его так) двигался по проезжей части минских улиц среди потока автомобилей. Это вызвало недовольство автолюбителей, поскольку нахождение в транспортном потоке таких устройств небезопасно в первую очередь для лиц, управляющих электросамокатом.

Согласно ПДД водитель – это физическое лицо, управляющее транспортным средством, а транспортное средство – это устройство, предназначенное для движения по дороге и перевозки пассажиров. Под механическим транспортным средством понимается ТС, приводимое в движение двигателем. Мы не зря выделили и подчеркнули «и», поскольку для определения транспортного средства необходимы одновременно два условия – движение по дороге и перевозка пассажиров. Но на электросамокатах нет оборудованных мест для пассажиров. Тогда транспортное ли это средство вообще?

Большое количество формулировок, применимых к электросамокатам, противоречат друг другу, что породило неопределенность в действиях ГАИ: инспекторы вдруг стали составлять протоколы в отношении лиц, управлявших электросамокатом в пьяном виде, по статье административного кодекса, предусматривающей наказание за аналогичные действия при управлении автомобилем (транспортным средством). Этих лиц даже лишали прав на три года и «вешали» на них огромные штрафы.

Справедливости ради стоит отметить, что такая практика сложилась не везде, в большинстве известных нам случаев применялась именно в столице. Но при повторном попадании в поле зрения минской ГАИ лиц «под градусом», управлявших электросамокатом, в их отношении даже возбуждали уголовные дела.

Стало понятно, что ситуацию с электросамокатами нужно переводить в единое правовое поле. А значит, для этого необходимо дать четкое определение этого типа устройств, установить их категории, наличие документов для управления, а также охарактеризовать лицо, управляющее электросамокатом, – является оно в процессе вождения пешеходом или водителем.

Еще в 2019 году начальник белорусской Госавтоинспекции на специальном брифинге ответил на аналогичный вопрос: называть таких лиц следует пешеходами. Но ситуация требует внесения изменений в ПДД, чтобы всё четко расставить по своим местам, поскольку пешеходы на электросамокатах представляют серьезную угрозу для обычных пешеходов. Не шутка ли, по тротуару или беговой дорожке едет «пешеход» со скоростью 50 км/ч, а навстречу ему спокойно движется реальный пешеход на своих двоих. Каков будет финал этой встречи?

Официальный представитель республиканской Госавтоинспекции в августе 2019 года с телеэкрана прокомментировал планируемые изменения так:

«Подготовлены изменения в законодательство, которые в ближайшее время вступят в силу. Вот, кстати, пример: на электросамокате поехали. И это устройство иногда может развивать скорость до 25 км/ч, а иногда – гораздо больше. Планируется, что, пользуясь устройствами, которые развивают скорость до 25 км/ч, люди будут приравниваться к пешеходам. Если это будут более мощные устройства с электродвигателями, то это уже будут транспортные средства, которые будут приравниваться к мопедам либо мотоциклам, на которые нужно водительское удостоверение, техосмотр и страховка».

Однако на дворе уже 2022 год, а планируемые изменения так и остались планируемыми. Полагаем, что это действительно сложный вопрос, ведь мы говорим не только об огромном количестве моделей производимых электросамокатов, но и моноколес, не касаясь роликовых коньков и досок для скейтборда, которые также выпускаются с электродвигателями. Интересно, инвалидная коляска на электродвигателе к какой категории при этом относится?

Не забываем про обязательную госрегистрацию (а куда номер прикрутить?), страховки, техосмотр, транспортный налог и прочие «радости», которые необходимо будет оформлять владельцам подобных устройств, если те вдруг приобретут категорию транспортного средства.

Про техосмотр хотелось бы упомянуть отдельно. В электросамокатах, например, нет тормозных колодок, торможение производится за счет электротяги. По каким критериям определять состояние тормозной системы? И даже если электросамокат, развивающий скорость свыше 25 км/ч, приравняют к мопеду, то как его на тормозной стенд при техосмотре поместить, если стенд рассчитан на колеса не менее R12. Его там «сжует» и выплюнет… Это значит, что линии диагностики для таких ТС необходимы отдельные.

По этой причине работа здесь предстоит действительно колоссальная, и технического характера, с привлечением испытательных лабораторий и институтов, и правового, и в области страховых и прочих организаций, которые так или иначе касаются транспортных средств.

Без какой-либо иронии, с позицией ГАИ мы солидарны – нужно наводить порядок на данной ниве, и как можно быстрее. Получается, что в настоящий момент есть два вида пешеходов, с разной скоростью передвижения и степенью опасности друг для друга, но с одинаковой степенью ответственности. Как-то это неправильно.

В заключение владельцам электросамокатов хочется передать отдельный «привет» и попросить их с уважением относиться к другим участникам дорожного движения, не подвергать свое здоровье и здоровье окружающих ненужному риску.

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

9 117 408
Запчастей
33 069
Шин
28399
Продавцов