Технический регламент ЕАЭС и Таможенного союза в 2023 году

Что это такое и как применяется

Значительные изменения в белорусском законодательстве порой вносят существенный вклад в понимание того, что будет дальше и как это отразится на каждом из нас. За сложными юридическими формулировками кроются на самом деле очень важные вещи.

Технический регламент ЕАЭС и Таможенного союза в 2023 году

Так, в октябре 2022 года вступили в действие новые ПДД. Заглянув в п.194.1 этих Правил, мы видим, что запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических регламентов Таможенного союза и Евразийского экономического союза. А как звучал данный пункт до изменений? Вот так: «Запрещается участие в дорожном движении транспортного средства, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов».

Тот же измененный Закон РБ «О дорожном движении», вступивший в силу в сентябре 2022 года, говорит о том, что техническое состояние и конструкция транспортных средств, принадлежностей к ним и запасных частей, включая их экологическую безопасность, должны отвечать обязательным для соблюдения требованиям технических регламентов Таможенного и Евразийского экономического союзов. Ранее техническое состояние автомобилей определялось требованиями отечественных технических нормативных актов.

Объясняем, что произошло. До изменений законодательных актов техническое состояние автомобилей определялось ТКП 309-2011 «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств». Теперь же состояние транспортных средств определяется техническими регламентами Таможенного союза и Евразийского экономического союза.

Это говорит о том, что тот же техосмотр с сентября 2022 года автовладельцы проходят уже по новым правилам, предъявляемым к состоянию машин, и по новым требованиям к состоянию узлов и агрегатов автомобилей. Просто многие еще не добрались до диагностических станций, чтобы это понять.

Предыстория

Технический регламент Таможенного союза был утвержден еще в 2011 году решением комиссии Таможенного союза и называется «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Разработан он был на основании соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.

Целью являлось обеспечение социально приемлемого уровня безопасности транспортных средств. Техрегламент был гармонизирован с требованиями правил Европейской экономической комиссии ООН, принимаемых на основании «Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», заключенного в Женеве 20 марта 1958 года.

В общем, если сказать одной фразой, то документ этот был принят для того, чтобы сделать жизнь автовладельцев лучше и безопаснее. Кстати, если транспортному средству категории М1 (легковые автомобили) исполнилось более 30 лет, то действие технического регламента на него не распространяется.

Требования к «бэушкам»

Интересно, что именно они собой представляют? Выделим основное:

• требования к тормозным системам, по которым не допускаются утечки сжатого воздуха из тормозных камер, коррозия, грозящая разрушением, перегибы и видимые повреждения или перетирания тормозных трубопроводов, набухание шлангов, требования к ABS и т.п.;
• требования к устройствам освещения, согласно которым количество, расположение, режим работы, цвет огней внешних световых приборов и световой сигнализации на транспортном средстве должны соответствовать указанным изготовителем в эксплуатационной документации. Применительно к фарам ближнего и дальнего света их форма, цвет и размер должны быть одинаковыми, расположение – симметричным. В фарах должны применяться источники света, соответствующие типу светового модуля, указанному заводом-изготовителем (любителям дополнительных фар и иного тюнинга со светом при техосмотре могут передать большой «привет»);

• требования к обеспечению обзорности, которые допускают в автомобиле только наличие стекол, предусмотренным изготовителем. Светопропускание стекол – не менее 70%. Данное требование не распространяется на задние стекла легковых автомобилей при наличии зеркал заднего вида (тут любители тонировки задних стекол могут оживиться и подумать, что все-таки сзади можно, но нет, смотрим пункт выше про использование стекол, предусмотренных только заводом. Здесь имеется в виду тонировка задних стекол, предусмотренная конструкцией автомобиля и выполненная заводским способом);
• не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя. Формально это правило можно было бы применить и к видеорегистраторам на лобовом стекле, но отечественный законодатель внес в ПДД изменения, согласно которым наличие средств регистрации и записи окружающей обстановки (видеорегистратор) на лобовом стекле автомобиля допускается, но с припиской «если это не ограничивает обзорность с места водителя»;
• требования к двигателям и его системам не допускают отсутствия катализаторов и сажевых фильтров, если они предусмотрены конструкцией автомобиля. Системы питания и выпуска должны быть комплектны и герметичны. Наличия check на панели приборов быть не должно.

Есть еще требования к шинам и колесам, сцепным устройствам, ремням безопасности, комплектности и множество других требований, перечисленных на 465 страницах Технического регламента.

Техосмотр

По вышеописанным обстоятельствам претерпело изменения и положение о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении.

Опять-таки в новом документе указано, что техническое состояние автомобиля должно соответствовать Техническому регламенту Таможенного союза.

Из нового также отметим, что теперь при прохождении техосмотра заключается договор, а после осмотра помимо диагностической карты выдается еще и акт о выполненных работах. Сведения об осмотре вносятся в единую информационную систему, к которой имеет доступ ГАИ. Это применительно к тому, что в измененных ПДД требования о наличии при водителе разрешения на допуск к участию в дорожном движении, которое такой водитель обязан был раньше предъявить инспектору ГАИ, теперь нет.

Что интересно, в Техническом регламенте Таможенного союза нет и требований к состоянию кузова и его элементов. А это значит, что наличие ржавчины, пусть даже и сквозной, не будет являться препятствием для прохождения техосмотра.

Для информации. Сроки действия разрешения составляют:

шесть месяцев – для легковых автомобилей, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, автобусов и других транспортных средств, предназначенных и оборудованных для перевозок пассажиров, имеющих кроме места водителя более восьми мест для сидения, транспортных средств, используемых для обучения управлению транспортным средством, с года выпуска которых прошло пять и более лет (включая год выпуска);

один год – для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло 10 и более лет (включая год выпуска), специальных легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автомобилей-тягачей и седельных тягачей, прицепов, разрешенная максимальная масса которых не превышает 0,75 тонны, с года выпуска которых прошло 10 и более лет (включая год выпуска), прицепов, разрешенная максимальная масса которых превышает 0,75 тонны, а также для транспортных средств, год выпуска которых не установлен (за исключением транспортных средств, периодичность проведения гостехосмотра которых установлена не позднее чем через шесть месяцев после прохождения последнего гостехосмотра);

два года – для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло менее 10 лет (включая год выпуска), прицепов, разрешенная максимальная масса которых не превышает 0,75 тонны, с года выпуска которых прошло менее 10 лет (включая год выпуска), а также для квадрициклов, мотоциклов и мопедов (за исключением транспортных средств, периодичность проведения гостехосмотра которых установлена не позднее чем через шесть месяцев или один год после прохождения последнего гостехосмотра).


21.02.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 622 434
Запчастей
51 715
Шин
34622
Продавцов