Что нужно знать, прежде чем предъявлять претензии продавцу

Покупатель всегда прав?

Как часто говорят работники торговли, их работа стоит не только денег, но и нервов. Покупатели бывают разные: кто-то знает свои права, кто-то – нет, а кто-то вообще придумывает то, чего не существует.

Что нужно знать, прежде чем предъявлять претензии продавцу

Фразу «Покупатель всегда прав» слышал, наверное, каждый. Этим выражением любят пользоваться многие, но не все знают и понимают, почему они «по умолчанию» правы, а их оппонент – нет. Сказали – и все тут.

В редакцию Bamper.by обращаются не только покупатели и потребители услуг, но и те, кто продает и оказывает услуги. Владельцы магазинов запчастей и торговых точек порой недоумевают, почему в их адрес сыплются претензии от покупателей, хотя они работают как положено. То «Я в 9 утра пришел, а у вас закрыто», то «Вы должны мне все сфотографировать со всех сторон и снять видео», то «Вы должны делать все, что я скажу». Да, у продавцов есть обязанности, но есть и права, как и у покупателей. 

Скажем сразу: белорусское законодательство ориентировано на то, что у покупателей прав больше, так как закон исходит из того, что обычный гражданин не сведущ в юридических вопросах и в тонкостях отношений в области потребительского рынка. А вот продавцы должны об этом знать. Справедливо это или нет – тема для отдельного обсуждения, но мы, обобщив поступившие вопросы, решили рассказать своим читателям о том, что должен делать продавец, а что не должен, и какими документами все это регламентируется.

Закон о защите прав потребителей

Этим законом определено, что продавец – это организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий реализацию товаров и услуг, а потребитель – физическое лицо, которое эти товары и услуги потребляет.

Продавец в первую очередь обязан предоставить покупателям необходимую, а главное – достоверную информацию о реализуемых товарах и услугах. Такая информация должна содержать: наименование товара; виды и особенности услуг; указание на документы, устанавливающие требования по качеству товара; сведения о свойствах товара; цену и условия оплаты; гарантийный срок (если установлен); рекомендации и (или) ограничения по пользованию товара; дату изготовления (в определенных случаях); наименование и местонахождение продавца и еще много-много чего.

Важно: Человек, разместивший объявление на сайте как физическое лицо о продаже запчасти, в таком случае не является продавцом в определении, содержащемся в Законе о защите прав потребителей и постановлении Совмина №703, а значит на него не возлагается обязанность доведения до потребителя информации, содержащейся в ст. 8 закона «Информация об изготовителях (исполнителях, продавцах), согласно установленного перечня, и п. 7 постановления. Соответственно ни нормы постановления Совмина №703, ни нормы закона о защите прав потребителей не регулируют отношения между покупателем и этим человеком. Данные отношения носят гражданско-правовой характер и регулируются Гражданским кодексом (далее – ГК). Защиту прав и законных интересов граждан в таких случаях осуществляет суд.


Информация о продавце должна быть отражена на вывеске или иным доступным способом. Если продавец реализует товары или услуги посредством сети Интернет, то соответствующая информация должна быть доведена до покупателя посредством фотографий или при помощи иных информационных источников. При этом можно использовать как русский, так и белорусский язык.

Режим работы торгового объекта устанавливает сам продавец. Поэтому фраза «Я пришел, а вас не было», может быть неправомерной претензией. Есть случаи, когда такой режим нужно согласовывать с государственными органами, например, работа в ночное время, или в определенных местах, или вблизи жилых домов, школ и прочее.

Продавец обязан предоставить покупателю выбор формы оплаты товаров или услуг (наличные или безналичные), за исключением случаев, когда законодательством разрешено не осуществлять расчеты в безналичной форме. Но об этом продавец обязан сообщить заблаговременно, до покупки товара или услуги. Иными словами, если вы приехали в поселок городского типа за бэушным мотором, но пожилой продавец предупредил вас, что не может принять платеж по банковской карте, то для осуществления сделки вам понадобятся наличные и претензий с вашей стороны это вызвать не должно. Если же торговая точка принимает безналичные платежи, рекомендуем осведомиться о наличии работающего терминала заранее.

Постановление Совмина №703

Этим документом определены правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, а также положение о порядке утверждения ассортиментного перечня. Документы эти многостраничные, вникать в их хитросплетения смысла нет, поэтому мы остановимся на основном.

Следует знать, что при продаже «бэушных» автозапчастей продавец помимо основных сведений о товаре (наименования товара) обязан указать информацию о марке, модели, годе выпуска и иных признаках деталей, позволяющую установить, что эта автозапчасть соответствует конкретному типу (марке, модели) транспортного средства (п.82 постановления).

Если покупателю кажется, что информации о соответствии конкретной запчасти недостаточно, чтобы определить ее принадлежность к транспортному средству, он вправе обратиться за дополнительной информацией к продавцу. Допустим, вы хотите поменять капот на своем авто. В этом случае вы безусловно попросите продавца сделать дополнительные фото, на которых будет лучше видно состояние этой детали (наличие или отсутствие коррозии, заломов на стыках и т.д.), что позволит вам принять решение о его покупке.

Ответственный продавец пойдет вам навстречу, предоставив большее количество снимков и дополнительную информацию, но по закону делать это он не обязан.

Возврат «бэушной» запчасти

Если бывший в употреблении товар (запчасть) надлежащего качества, то он обмену и возврату не подлежит, о чем говорится в п.78 постановления Совмина №703 «О продаже отдельных видов товаров, осуществлении общественного питания и порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров».

С запчастями ненадлежащего качества все проще. Такой товар можно вернуть в соответствии с законом о защите прав потребителей. В этом случае действуют общие нормы законодательства о защите прав потребителей, то есть одноименный закон, но только если недостатки товара не оговаривались с продавцом до покупки (п.77 постановления Совмина №703).

То есть при продаже бракованной или нерабочей запчасти покупатель имеет право требовать: замены товара, уменьшения покупной цены, устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара, расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств.

При всем при этом продавец не имеет права отсылать клиента к своим поставщикам – ответственность падает именно на него (ч.4 ст.20 закона о защите прав потребителей).

Важно: отсутствие у вас документа, подтверждающего факт приобретения товара, не является основанием для отказа в удовлетворении ваших законных требований. Чтобы установить факт приобретения запчасти у конкретного продавца, можно использовать свидетельские показания, элементы упаковки и другие средства доказывания (ч.10 ст.20 закона). При этом закон не раскрывает, что понимается под формулировкой «другие средства доказывания», но это значит, что они должны быть законными.


07.03.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 049 645
Запчастей
45 065
Шин
34608
Продавцов