Буксировка авто: почему водитель может остаться без страховки

Буксировка автомобиля, даже при наличии хорошего водительского стажа, – дело довольно сложное и требует максимальной концентрации и внимания, а еще соблюдения ПДД. В случае инцидента обоих водителей могут ожидать неприятные последствия.

Буксировка авто: почему водитель может остаться без страховки

В тот вечер Владиславу позвонил сосед по лестничной площадке с просьбой помочь ему «оттянуть», как он выразился, машину на ремонт, так как она сломалась по дороге на дачу и своим ходом ехать не может. Давние товарищеские отношения не позволили отказать в такой просьбе, из чего вышла неприятная история, которая на первый взгляд казалась вполне обычной.

Владислав: «До места, где сломалась машина товарища, мне было ехать около 15 километров. Доехал быстро, расспросил соседа что да как. Оказалось, что по дороге просто заглох мотор, машина стала колом. Попытки «реанимировать» ее ни к чему не привели, поэтому единственным вариантом выхода из ситуации оказался я. Товарищ созвонился с СТО неподалеку, и там нас уже ждали.

В принципе я раньше буксировал машины, но в этот раз появилось какое-то предчувствие нехорошее. Предложил эвакуатор вызвать, что товарищ воспринял в штыки: «Ты что, за него 80 рублей заплатить придется, если не больше, учитывая, что мы за городом. А тут каких-то пару километров до автосервиса дотянуть». Ладно, думаю, как-нибудь доедем.

Прицепили авто тросом, товарищ сел в свою машину, я в свою – поехали. На подъезде к СТО был крутой поворот, и я максимально снизил скорость и стал поворачивать. В этот момент почувствовал удар в свой автомобиль. Включив «аварийку», вышел – и глазам моим предстала неприятная картина: сосед своим автомобилем въехал мне прямо в задний бампер, в левую его часть. «Не успел руль выкрутить, гидроусилитель же не работал» – так себе оправдание. Повреждения исправимы, но остро стал вопрос: что делать дальше?

Страховка была только у меня, но не КАСКО, а обычная. Мы-то, конечно, всегда договоримся полюбовно, но вопрос не в этом. Случилось ДТП, с европротоколом тема не пройдет, так как страхового полиса у товарища нет, а мне свою машину ремонтировать за свой счет не с руки. Пришлось вызывать ГАИ, тем более возле машин уже собрались зеваки.

Инспектор ГАИ аварию оформил и выдал мне справку о том, что я являюсь потерпевшим в ДТП. При этом отметил, что ко мне тоже могут быть вопросы, а какие – проверка покажет. Но если я потерпевший, какая на мне может быть вина?

Неприятно всё это, но произошло то, что произошло. Через пару дней написал заявление в страховую компанию о получении страхового возмещения. Документы у меня приняли, опросили и сказали, что будут истребовать материалы дела из ГАИ после окончания ими проверки по факту аварии.

Недели через три мне на почту пришло письмо о том, что в выплате страхового возмещения отказано. Это было шоком: как же так?! Созвонился с исполнителем, указанным в письме, он сообщил, что всё верно, при таких обстоятельствах ДТП выплата страховки не предусмотрена. Разбирайтесь с виновником в гражданско-правовом порядке через суд.

В суд на соседа я подавать не собираюсь, решим вопрос как-нибудь без этого. Но тут нас обоих в ГАИ вызывают, как сообщил инспектор – для составления протоколов, причем на обоих. Но я-то тут при чем? Что в данной ситуации мне грозит? И правомерно ли мне не выплатили страховку?»

Буксировка

Начнем разбор ситуации именно с нее. В нашем случае буксировка осуществлялась на гибкой сцепке, буксировочный трос был в порядке, прицепное устройство тоже. При этом согласно п.89.6 ПДД Беларуси скорость не должна превышать 50 км/ч. Внимательно изучив п.193.5 ПДД РБ, можно понять, что буксировка механических транспортных средств на гибкой сцепке, которая имела место в данном случае, запрещается, если работа их рабочих тормозных и/или рулевых систем связана с работой двигателя, который был остановлен.

В буксируемом Владиславом автомобиле гидроусилитель руля не работал по причине того, что двигатель не был заведен, да и не мог быть заведен из-за поломки машины. Это напрямую повлияло на работу рулевой системы (гидроусилителя), а значит, буксировать такую машину наш герой права не имел. Именно с этой стороны, как мы полагаем, к самому Владиславу, хоть и потерпевшему в ДТП, у ГАИ могут быть претензии.

Страховка

В выплате страхового возмещения страховая компания отказала Владиславу правомерно, поскольку произошедшая авария не является страховым случаем.

Как следует из п.158 положения «О страховой деятельности в Республике Беларусь» (президентский указ №530), не считаются страховыми случаями факты причинения вреда:

• владельцами транспортных средств друг другу либо одному из них, чьи транспортные средства были прицеплены или иным образом присоединены друг к другу.

А транспортные средства в нашей истории были прицеплены друг к другу гибкой сцепкой, так что, увы, тут страховка для потерпевшего не предусмотрена.

Получается, что нашему герою или в суд иск подавать и взыскивать с соседа деньги на ремонт, или договариваться потерпевшим между собой, а если не договорятся, каждому ремонтировать машину за свой счет.

Что грозит

Виновник аварии с вероятностью 100% будет привлечен к ответственности по ч.12 ст.18.13 КоАП РБ, которая предусматривает штраф от 5 до 20 базовых величин (1 базовая величина = 37,00 BYN) с лишением водительских «прав» на срок до двух лет или без лишения. Тут всё на усмотрение инспектора ГАИ. За отсутствие страховки тоже «прилетит», но там только штраф от 1 до 3 базовых (ст.18.19 КоАП). А вот что будет Владиславу, ведь его также вызвали для составления протокола? Только какого и по какой статье? Хорошо, если ему вменят нарушение, относящееся к категории «иные», тогда можно отделаться мягким наказанием. Но давайте дословно прочитаем ту статью Административного кодекса, по которой будет привлечен его товарищ:

Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, – влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

Пункт 193.5 ПДД Беларуси Владислав нарушил, и это факт. А еще п.192.1 Правил можно сюда приплюсовать, который говорит о том, что при буксировке автомобиля при помощи гибкой сцепки у буксируемого автомобиля должна быть исправна рулевая система. А она исправна не была, вернее, не работала, о чем мы говорили выше.

То есть пункты ПДД нарушены, авария имела место. А «универсальность» ч.12 ст.18.13 КоАП РБ такова, что ее можно применить практически к любому нарушению ПДД, если оно привело к повреждению имущества или созданию аварийной обстановки.

Под созданием аварийной обстановки понимаются действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения.

Так что Владислав должен готовить себя к различным результатам рассмотрения дела в ГАИ, и в этом исключительно его вина.

03.10.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

12 979 197
Запчастей
48 045
Шин
34570
Продавцов