Б/у запчасти. Права покупателя и продавца
Как говорил Генри Форд, «лучший автомобиль – это новый автомобиль». Дополним легенду автопрома словами, что лучшая запчасть - это новая запчасть. И конечно, лучше всего приобретать именно новые, желательно оригинальные запчасти. На практике реальность не всегда соответствует ожиданиям автовладельца. Поставки в страну новых оригинальных запчастей затруднены, на редкие модели автомобилей даже неоригинал бывает сложно найти.

На помощь в этом случае приходят продавцы бывших в употреблении запчастей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 22 июля 2014 г. № 703, к бывшим в употреблении непродовольственным товарам относятся непродовольственные товары, имеющие видимые признаки носки, стирки, эксплуатации, и (или) непродовольственные товары надлежащего качества с сохранением товарного вида, потребительских свойств без товарных ярлыков (этикеток), если их наличие предусмотрено изготовителем.

Важно понимать, что отношения между покупателями и продавцами при продаже б/у товаров регулируются в том числе Законом о защите прав потребителей, Правилами продажи, Правилами комиссионной торговли.
Рассмотрим, какие права имеет покупатель, а какие продавец.
Покупатель неплохо защищен вышеуказанными законами. Кроме того, на запчасти продавец может установить гарантийный срок или, как его еще называют, срок проверки.
Гарантийный срок со дня продажи обычно следующий:
- двигатель, КПП, АКПП - 30 дней; иногда до 60 дней.
- другие запчасти – 14 дней.
При наличии гарантийного срока возврату подлежат автозапчасти, в которых были выявлены существенные дефекты или несоответствия, не позволяющие их дальнейшую эксплуатацию. В течение гарантийного срока, покупатель имеет право требовать возврата денег или замены на аналогичную исправную запчасть.

Гарантийный срок не распространяется на детали кузова, оптику, стёкла и другие автозапчасти, состояние которых можно визуально определить по их внешнему виду в момент покупки. Это всякие решётки, молдинги, декоративные детали интерьера и прочее.
Также гарантии не будет если:
- истёк гарантийный проверочный срок;
- по какой-либо причине отсутствует гарантийная маркировка;
- автозапчасть разбиралась, т.е. была повреждена гарантийная маркировка;
- автозапчасть была установлена (эксплуатировалась) с нарушениями правил или технологий установки;
- автозапчасть подвергалась после продажи серьёзным повреждениям (ударам, деформациям и пр.);
- автозапчасти с дефектом, о котором был предупреждён покупатель заранее в соответствии с законом о торговле. (вернуть можно по иному основанию, а не по дефекту, который оговаривался при продаже).
Покупателю следует учитывать, что б/у запчасти могут не соответствовать техническим требованиям к новым, и продавец не несет ответственность за установку и возможные дефекты, возникшие при установке, если не он сам устанавливал эту запчасть.
Запчасти, бывшие в употреблении, но рабочие обменять и вернуть нельзя.

Рассмотрим на примере случай покупки б/у двигателя. Двигатель сам по себе достаточно сложный агрегат, а к нему еще идет так называемое навесное оборудование. Поэтому при выходе из строя двигателя важно точно установить, что явилось причиной выхода из строя – сам двигатель, несовместимые с ним узлы и агрегаты или неправильная установка. Ответ на этот вопрос и будет ответом на то, что отвечает за недостатки.
Претензии по качеству товара могут быть предъявлены в течение гарантийного срока или срока годности, а если они не установлены или менее двух лет, то в течение двух лет. Но, за пределами срока гарантии уже покупатель будет доказывать, что запчасть ему продали с дефектом, а не продавец.
Если продавец и покупатель не договорятся, то решение будет лежать уже в плоскости судебных разбирательств. Суд как правило, назначает автотехническую экспертизу, которая устанавливает причины поломки. Подводя итоги, отметим, что хоть покупатель и защищен законом как потребитель, злоупотреблять своими правами не стоит. И если вина в поломке приобретенной б/у запчасти лежит на самом покупателе, скрыть это не удастся.
28.06.2025