Шипы против «липучки»: разбираем виды зимних шин

С наступлением холодов сотни тысяч автомобилистов вспоминают об обязательной сезонной «переобувке». Помимо этого, многие водители задумываются еще и о том, какой именно тип зимних покрышек купить – шипованные или фрикционные, в народе называемые «липучками». Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно сперва разобраться, что собой представляют и те, и другие.

Шипы против «липучки»: разбираем виды зимних шин

Без шипа жизнь нелегка?

Если верить статистике продаж, которую периодически выкатывают на всеобщее обозрение шинные бренды, каждый год в России, Беларуси и Казахстане реализуется около 24 миллионов единиц зимней резины. Причем 75% этого количества (примерно 18 миллионов) приходится как раз на шипованные колеса, тогда как доля фрикционных покрышек, или «липучек», составляет оставшиеся 25% (около 6 миллионов).

В данной статье мы не будем говорить о полезных свойствах и отличиях зимней резины от летней, так как уже писали об этом не раз. Достаточно отметить, что химический состав «зимы» существенно отличается от «лета», из-за чего первая намного мягче на дороге, но при этом отлично сопротивляется морозам, не теряя своих полезных качеств.

Визуально и на ощупь шипованная резина намного грубее, нежели «липучка», а ее рабочая поверхность усеяна металлическими шипами. В былые времена противники шипов пренебрежительно заявляли, что стоит только «обутой» в такие шины машине выехать на голый асфальт, как половина металлических «когтей» с веселым бряцанием разлетится по дороге.

Доля истины здесь есть и сейчас, однако современная резина снабжена специальными «ямками», в которые прячется шип при избыточном давлении, то есть оказавшись на том же асфальте. А вот на заснеженной дороге, где даже укатанное покрытие на проверку рыхлое, эти шипы буквально вгрызаются в снег, обеспечивая колесам хороший зацеп.

Важно: шипы представляют собой прочные вставки особой формы из карбида вольфрама в алюминиевом корпусе либо из стали.

Кроме того, при небольших морозах, когда температура воздуха за бортом не падает ниже -10°С, между покрышкой и дорожным полотном из-за нагрева от высоких оборотов образуется водяная пленка, ухудшающая зацеп. Шипы же взрезают эту пленку так, что никакое всплытие колесам не страшно.

К однозначным достоинствам шипованных колес стоит отнести:

• отличное сцепление на льду и снегу при любых маневрах (поворот, разгон, торможение);
• укороченный тормозной путь на льду по сравнению с прочей резиной;
• прекрасную проходимость по глубокому снегу.

Впрочем, недостатков у шин такого типа тоже хватает. В первую очередь отметим высокую шумность «шиповок», особенно на асфальтированной дороге. Из-за того что шипы, как правило, утапливаются, протектор этих покрышек довольно высок, что создает вибрацию руля во время езды. Этот же фактор отрицательно сказывается на экономии топлива. Также отметим плохое сцепление шипованных шин с мокрым асфальтом и ледяной поверхностью при морозах ниже -20°С – в этом случае лед становится очень плотным, шипы не могут его пробить. Кроме того, шипы действительно могут вылетать и стачиваться, а их обновление требует дополнительных затрат.

Как работает «липучка»

Фрикционные покрышки радикально отличаются от шипованных, так как имеют другую плотность и рисунок протектора. Они сделаны достаточно мягкими, чтобы не скользить по льду, и имеют большое количество мелких боковых канавок-ламелей, направленных таким образом, чтобы цепляться за обледенелую или заснеженную поверхность, – отсюда и их народное название.

Кроме того, важен уникальный химический состав «липучки». В холодную погоду на снегу и льду резина становится очень мягкой, что позволяет эффективно управлять автомобилем, исключать заносы и пробуксовки.

В оттепель же «фрикционки» из-за упомянутых ламелей эффективно отводят из пятна контакта воду, которая появляется во время потепления на асфальте, тем самым сохраняя курсовую устойчивость транспортного средства. Однако на сухом покрытии такая шина проигрывает шипованной.

Среди достоинств «липучки» отметим:

• низкую шумность;
• меньший расход топлива по сравнению с «шиповкой»;
• комфорт во время вождения;
• отличную устойчивость на мокром асфальте;
• более высокий срок эксплуатации: 5-7 лет против 4-5 лет у шипованных шин.

Недостатки у фрикционных покрышек, конечно же, тоже есть, а именно:

• худшая управляемость на заледенелой или заснеженной дороге;
• больший тормозной путь на льду в сравнении с «шиповкой»;
• проходимость на снегу также проигрывает шипам.

Что же выбрать?

Однозначный ответ на этот вопрос дать сложно: как и во многом другом, он зависит от каждой отдельно взятой ситуации. К примеру, шипованная резина котируется среди автомобилистов Скандинавии, Канады, США (Аляска) и отдаленных регионов Российской Федерации – словом, там, где зима действительно снежная, если не экстремальная. Но и здесь есть нюанс: при температуре выше -20°С шипы не в состоянии проколоть сильно схватившийся лед, о чем мы говорили выше, а значит, «липучка» будет предпочтительнее там, где холодно, но дороги все-таки чистят. В свою очередь, от фрикционной резины будет мало толку на сухом асфальте, однако на мокром она отрабатывает выше всяких похвал. Зато в диапазоне температур от -13°С до -15°С оба типа зимних шин одинаково хороши.

Не будем забывать и про уровень вождения, который напрямую влияет на износ и правильную эксплуатацию с таким трудом выбранной резины. К примеру, неаккуратный водитель очень быстро может «залысить шиповку», которая может растерять свои цепкие элементы при серии резких стартов/торможений на светофорах, пробуксовках, в дрифте и из-за неправильной балансировки колес.

Умение точно выполнять «диагоналку» с первой попытки здесь тоже будет плюсом – «когти» могут выпадать даже из-за частого вращения колес стоящего на месте автомобиля. Также «обувшим» шипы автомобилистам стоит избегать избыточного или недостаточного давления воздуха в шине, а еще перегрева резины, который возникает из-за слишком активной езды или от эксплуатации зимних колес при плюсовой температуре. После утери большой части шипов оставшиеся будут подвергаться критической нагрузке, что существенно снизит управляемость авто и его безопасность…

***

Подведем итог. Жителям мегаполисов, где со снегом каждый день активно борются коммунальщики, намного удобнее будет пользоваться «липучкой», тогда как шипы сослужат добрую службу в глухих регионах, где зима темна, снежна и полна ужасов холодна, – пусть ездить на «шиповке» им будет не так комфортно, зато значительно безопаснее.

Также напоследок не откажемся и от статистики, которая показывает, что почти половина всех аварий на дорогах в межсезонье происходит из-за отсутствия на пострадавших машинах правильной резины. А производители шин, автобренды и специалисты шиномонтажа, как, собственно говоря, и ПДД, рекомендуют менять летнюю резину на «шиповку» или «липучку», когда средняя температура воздуха на улице составляет +5°С.

21.11.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

10 223 324
Запчастей
24 467
Шин
30509
Продавцов