Цены на запчасти поднялись, но мы держимся

Рынок Беларуси осенью 2022 года

Прошло полгода с тех пор, как геополитическая ситуация, помимо всего прочего, повлияла на стагнацию автомобильного рынка в Беларуси и России, затронув также и реализацию автозапчастей. По библейским канонам самое время собирать камни, то есть, пользуясь внутренней статистикой Bamper.by, подводить промежуточные итоги на рынке автомобильных комплектующих. Чтобы полнее обрисовать ситуацию, мы также опросили ведущих игроков белорусского рынка и готовы поделиться результатами.

Цены на запчасти поднялись, но мы держимся

Немного статистики

Для начала сравнили количество запросов на комплектующие по самым популярным в Беларуси маркам автомобилей с 1 сентября 2022 года по актуальную дату годичной давности – и вот что увидели:

Наименование марки 2021 год (количество запросов) 2022 год (количество запросов)
Audi 21.575 23.700
BMW 21.340 23.820
Citroёn 12.450 14.500
Ford 18.400 20.500
Hyundai        4500 5550
Kia 4065 5500
Mercedes-Benz 22.520 24.650
Nissan 6650 7860
Opel 17.550 19.400
Peugeot 17.050 18.300
Renault 20.950 23.500
Skoda 3700 5000
Toyota 7620 8300
Volkswagen 40.300 45.800
Volvo 6450 7500

Cпрос на комплектующие ожидаемо вырос. Оно и понятно: даже новые автомобили необходимо регулярно обслуживать, меняя элементарные расходники, чтобы поддерживать исправное техническое состояние. Больше всего пользователей интересовали такие позиции, как тормозные колодки и диски, элементы подвески, элементы кузовной группы (бамперы и крылья, реже двери, капоты и крышки багажника), оптика, стекла, двигатели и коробки передач. К слову, стоимость некоторых популярных позиций увеличилась сразу в несколько раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что вызвало бурю негодования у автовладельцев.

Мнение продавцов

Чтобы выяснить причины столь резкого скачка цен на некоторые группы товаров, мы обратились к ряду крупных игроков белорусского рынка автомобильных комплектующих. Каждому из них задавали одни и те же вопросы:

• Как изменилась ситуация с продажей запчастей на рынке за последние полгода?
• Что повлияло на повышение конечной стоимости самых ходовых позиций?
• Как продавцы видят развитие текущей ситуации?

Ниже приводим ответы, полученные от самих продавцов.

Представитель компании «Автопривоз»:
«Ситуация радикально поменялась. Выросли логистические расходы, вдвое увеличилась стоимость транспортных услуг. После 24 февраля рынок столкнулся с блокировкой налаженных каналов снабжения – пришлось приложить усилия, чтобы наладить новые. К сожалению, это привело к увеличению конечной стоимости комплектующих, особенно новых запчастей.

Поскольку рынок «вымылся» за последние полгода, стоимость некоторых позиций также возросла из-за увеличения спроса. При этом цены на отдельные позиции практически не изменились – речь идет о редких комплектующих пониженного спроса, стоимость которых просто нет смысла поднимать. Зато стоимость товаров повышенного спроса выросла сразу в полтора раза (те же тормозные колодки и диски) – сегодня из-за дефицита они востребованы еще больше.

Прогнозы по развитию сложившейся ситуации делать не беремся. Она может стать как лучше, так и намного хуже. Хотелось бы позитивных перемен, но подобные перспективы мы ожидаем с вероятностью 50 на 50».

Руководитель отдела закупок компании «Ф-Авто»:
«На расходники спрос, конечно, увеличился, а вот на силовые агрегаты и более дорогие позиции, наоборот, упал. Изменения с ценами напрямую связаны с логистикой. Так, дешевый сегмент запчастей за счет большого спроса и вымывания подрос в цене ненамного: если раньше позиция стоила 10 рублей (старые тормозные суппорты, которые начали покупать ради тормозных колодок), то сегодня стоит 15. То есть подорожание произошло, но не в разы.

Двигатели оцениваются по-разному в зависимости от типа. Так, моторами Группы VAG объемом 1,9 и 2,0 литра белорусский рынок насыщен в достаточной степени, поэтому цена на них не поменялась. А стоимость специфических силовых агрегатов для американских машин, которых на рынке в принципе нет, возросла. Но спросом они пользуются не в РБ, а как раз в России, где автомобили вроде Toyota Tundra исчисляются сотнями, а не десятками. На такие позиции цена могла подскочить сразу на 500 рублей.

Я бы не сказал, что в настоящий момент ассортимент продаваемых нами комплектующих находится в дефиците. Есть ходовые позиции, которые реализуются быстро, а есть комплектующие, которых в данный момент может не быть на складе. К последним, например, относятся электронные задние суппорты на VW Passat B6 – они часто выходят из строя, но спрос на них не такой высокий, поэтому из-за изменившихся логистических каналов такие позиции приходится ждать.

Прогнозы в сложившейся ситуации делать сложно. Пользуясь врачебной терминологией, можно сказать, что она стабильно тяжелая. Но при этом стабильность в закупке и перевозке запчастей сохраняется, и хотя бы здесь мы видим плюс. Потому что, если бы вновь налаженные каналы логистики вдруг нарушились, поставлять б/у комплектующие на белорусский рынок стало бы еще сложнее. Пока нам удается сохранять необходимый ассортимент запчастей, так что в будущее смотрим с оптимизмом».

«Разборка Citroёn, Peugeot», ИП Палаев:
«Каждый последующий год, начиная с «ковидного периода», ситуация на рынке становилась чуть хуже в сравнении с годом предыдущим. Но в продаже запчастей есть еще сезонность, от которой зависит многое. К примеру, в августе большая часть людей идет в отпуск, во время которого им не до ремонта своих машин. Стагнация завершается в середине сентября, когда дети в школу отправлены, а зарплаты получены – тогда у нас начинаются какие-то продажи.

С 24 февраля все кардинально поменялось, хотя мы успели заполнить склады комплектующими по старым ценам. Не могу сказать, что какие-то позиции после этого мы добирали по сверхстоимости. Да, некоторые группы запчастей подорожали на 20 процентов, некоторые – на 30. Но это ожидаемый рост, связанный с изменением в логистике.

Со своей стороны отметим, что в настоящий момент большинство белорусских авторазборок продает комплектующие по старым ценам. Это значит, что рынок еще не «вымылся» основательно. Когда весь товар будет распродан, тогда стоимость комплектующих, ввезенных на актуальных условиях, увеличится в разы».

ЧТУП «Рубанов-Авто»:
«Ситуация поменялась радикально. Рынок запчастей, скажем так, обмельчал, поскольку большое количество позиций мы больше не можем ввозить в Беларусь. В первую очередь на это повлияла возросшая стоимость доставки в три-четыре, а по некоторым позициям даже в пять раз. Поэтому некоторые группы комплектующих ввозить стало нерентабельно.

Во-вторых, те ходовые комплектующие, на торговле которыми были основаны многие бизнесы, Европа перестала поставлять на наш рынок. Соответственно получается дефицит определенных запчастей, из-за чего продавцы стали задирать ценник на 20 процентов, а то и сразу на 40. Доходит до абсурда: б/у двигатель, который всегда стоил 500 рублей, пытаются толкнуть за 1000! И лишь когда к продавцам приходит понимание, что подобные предложения не вызывают покупательского интереса, стоимость начинает постепенно снижаться.

К примеру, кузовные четверти, двери на подержанные иномарки конкретно мы ввозить перестали, потому что грузовое место, которые они занимают, выгоднее заполнить силовыми агрегатами, себестоимость которых всегда выше и которые быстро продаются. Элементы, что неделями будут ждать своих потенциальных хозяев, просто жалко везти, так как они могут вообще не продаться.

На этом фоне техническое состояние подержанных машин в ближайшем будущем заметно ухудшится. Накануне был случай, когда пожилой владелец Honda Concerto искал трамблёр. Узнав, что сегодня такой элемент стоит 150 долларов, он схватился за сердце, потому что вся его машина 1991 года выпуска стоит 400. И такой пример далеко не единственный. Соответственно люди перестают ремонтировать свои авто, но не прекращают их эксплуатировать, а значит, опасность аварий на наших дорогах пропорционально возрастает. Все это приведет к тому, что конкретных товарных позиций на рынке не будет. Сколько это продлится, никто не знает».

Типичное мнение представителя одного из магазинов новых автозапчастей:
«Ситуация однозначно ухудшилась. Обеднел ассортимент, выросли цены. Стоимость дефицитных запчастей могла вырасти на 100-200 процентов. К примеру, те же топливные фильтры, полгода назад стоившие 20 рублей, сегодня могут стоить и 100, и 150, и даже 200 рублей. Причем речь идет не о расходниках на американские автомобили, а о распространенных моделях Группы VAG. Хотелось бы, чтобы ситуация улучшилась, но на данный момент предпосылок к этому нет».

Ситуация на белорусской таможне

Как ни странно, в интервью нашему порталу белорусский таможенный декларант отметил, что на ввоз автомобильных запчастей в страну сегодня снижен индикатив – проходная цена. Хотя сами пошлины остались на прежнем месте, невзирая на космический рост стоимости доставки комплектующих из-за рубежа. Единственное послабление для продавцов запчастей коснулось бензиновых моторов – на них до конца сентября сохраняется нулевая пошлина. Изменится ли растаможка в будущем, пока никто не знает.

Что касается логистических услуг, то, по словам таможенника, они подорожали втрое. Если раньше доставка грузовой машины из Англии обходилась в 3000-3500 евро, то сейчас она будет стоить 9000-10.000 евро. Из условно соседней Германии доставка выросла до 7000-8000 евро, хотя всегда была 2500-3000 евро. Перевозчики задрали цены неимоверно, что на нашем рынке, конечно, сказывается. Контейнерные же перевозки подорожали еще до февральских событий. Сегодня аренда контейнера, которая всегда стоила $3000-3500, доходит до $10.000-12.000, из Китая – вообще $14.000. Вот такая картина…

Вместо вывода

Неутешительная арифметика, получается проще на $100 увеличить стоимость мотора, чем за ту же «сотню» везти из Европы автомобильное крыло. Посчитаем: три бампера в грузовой машине занимают столько же места, сколько два мотора. В сложившихся условиях продавцу, конечно, выгоднее везти силовые агрегаты, на которых можно хоть что-то заработать.

Также ценообразование определенных позиций напрямую зависит от предложения. Производителей расходных элементов подвески множество, поэтому цены на многие позиции этой группы товаров не изменились. А вот монополисты, реализующие, к примеру, свечи зажигания или смазочные материалы, задрали стоимость своей продукции в несколько раз. Так, литр качественного масла для заднего дифференциала 75w-85 LC для свежих автомобилей сейчас стоит порядка $40, хотя полгода назад было $12.

Больше всего от ценообразования пострадала такая распространенная позиция, как тормозные диски и колодки. Дело в том, что на многие современные машины китайский автопром не выпускает свои аналоги. Возможно, ему не дают сделать это «официалы», а может, причина банально в том, что это не настолько массовая продукция, которая может заинтересовать серьезной прибылью. Поэтому такие монополисты, как Texstar и Brembo, выпускающие, помимо прочего, расходники тормозной системы для премиальных машин, заряжают космические цены.

То же самое касается и кузовщины. Все знают, что на старые модели массового сегмента существует много лицензионных аналогов оптики, бамперов, капотов и прочего обвеса. Крупные поставки этих комплектующих из Японии или Тайваня шли через Россию. Но сейчас у «старшего соседа» многие позиции стоят дороже, чем у нас, что обусловлено банальным географическим положением.

В нынешнее нестабильное время становится все более невыгодно владеть редкой и дорогой машиной. К примеру, за лицензионные тормозные колодки на пятилетнюю Audi A6 сейчас просят $300, хотя они всегда были $70. И даже по новой цене их раскупают, потому что у «официалов» они стоят – не падайте в обморок! – $900. На новые модели таких марок, как Mercedes-Benz, Land Rover Range Rover, Volvo и Jaguar, по некоторым позициям просто нет запчастей…

***

Почему на белорусском рынке все еще продаются запчасти по адекватным ценам? Все дело в специфике бизнеса: у нас много продавцов, сохраняющих мобильность. Эти люди максимально быстро адаптируются к изменяющимся условиям, благодаря постоянной динамике не жадничают в ценообразовании, выставляя адекватную стоимость на комплектующие для людей, оказавшихся в той же непростой ситуации, что и они сами. К слову, богатый ассортимент таких предложений представлен на сайте bamper.by, поэтому в поисках запчастей обязательно заглядывайте к нам – не пожалеете!

21.09.2022

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

8 953 457
Запчастей
25 129
Шин
28879
Продавцов