Почему водители ДВС не любят электромобили
Ископаемые против зеленых
Электрокары как успешный тренд последних лет начинают вызывать раздражение у приверженцев традиционных автомобилей, оборудованных классическим двигателем внутреннего сгорания. Отчасти таких водителей можно понять: бренды, десятилетиями производившие надежные транспортные средства, вдруг вынуждают сокращать производство и модельный ряд в угоду электрокарам, из-за чего стоимость новинок неуклонно растет.

Кроме того, водители зеленого транспорта в крупных городах пользуются преференциями, недоступными прочим. А еще дизайн и окрас «электричек» не в пример ярче, чем у топливных машин. Как же тут не выйти из себя убежденным традиционалистам?
Из экзотики в рутину
Спустя пять лет после того, как зеленый транспорт из редкого вкрапления в палитру городского движения дорос до некоей обыденности, люди перестали воспринимать его как экзотику. Автомобилисты быстро усвоили, что данный тип транспорта ездит на электричестве, поэтому требует особого типа зарядных станций, может передвигаться по первой полосе на общих правах с общественным транспортом и пользуется льготами на ряде платных парковок. Казалось бы, сплошные плюсы, так почему бы массово не пересесть на электрокары, тем более что таможенные пошлины в нашей стране на них нулевые?

Начнем с того, что рядовой автомобилист — существо робкое и прагматичное. Да, может «электричка» и не имеет повышающего коэффициента при растаможке, но где это электричество брать, если она вдруг встанет колом посреди трассы? Его же, как соляру или бензин, в канистру не отольешь, про запас не оставишь.
Муниципальные власти РБ, к слову, подошли к этому вопросу сознательно: в первые годы все электричество на специальных заправках для электромобилей было бесплатным, а количество зарядных станций неуклонно росло. Свои плоды это принесло: за неполных семь лет количество электромобилей на белорусских дорогах с нескольких сотен увеличилось до нескольких тысяч.

По сути, для основных обитателей белорусских дорог, машин с ДВС, даже столь ощутимо возросшее количество «электричек» все еще не является конкурентным. Большинство автомобилистов продолжают относится лояльно к зеленому легковому транспорту, но все чаще среди них фиксируются случаи ярого антагонизма. По каким причинам?
Едут тихо, глохнут быстро
Конструктивные особенности даже бюджетных электрокаров таковы, что разогнаться с места до 100 км/ч большинство актуальных моделей может за 4,5-5 секунд. Среди авто с ДВС таким показателем способны похвастаться единицы, что, конечно, бьет по самолюбию адептов низкого старта, да-да, тех самых, кто обычно первым стартует со светофора.
Единственным отличием электрокаров является тот факт, что резво стартуют они практически в тишине, без пробуксовок и оглушительного грохота прямотоков. Просто поехал и исчез. А потом неслышно подкрался сзади, как ниндзя. Не знаем, как вам, а нам уже страшно…

К слову, играть в шашечки гонщикам за рулем электромобиля стало проще, ведь им на вполне законных основаниях выделили крайнюю правую полосу — вотчину городских маршруток, автобусов и троллейбусов. Для некоторых такая привилегия создает иллюзию вседозволенности, граничащую с откровенным дорожным хамством. Это, безусловно, минус.

А еще электромобиль во время зарядки тяговой батареи занимает персональное парковочное место, на которое автомобили с ДВС заезжать не имеют права. Как правило, такие стоянки имеют четко выделенные границы, но видеть их сегодня предпочитают не все: в условиях дефицита парковок, особенно в спальных районах, этот периодически пустующий клочок асфальта выглядит слишком соблазнительно, чтобы не обратить на него внимание. В итоге дело доходит даже до открытых конфликтов, когда владелец электрокара не может заправить свое транспортное средство, ведь место попросту занято бензиновым авто. Ужас…
Климатический ад
А теперь немного порассуждаем о минусах «электричек». Естественно, самым уязвимым местом в них была и остается тяговая батарея. При экстремальных климатических колебаниях (в жару или холод) и без того не впечатляющий дальнобойностью запас автономного хода сокращается на 40-50%, а также начинаются проблемы с электроникой. К слову, это может привести к скачкам напряжения в бортовой сети, из-за чего обыкновенный аккумулятор полностью разряжается; так как он же отпирает замок капота, вытащить многострадальный АКБ и зарядить его без помощи дилеров/ специалистов СТО не представляется возможным. А еще тяговая батарея крайне уязвима для механических и химических повреждений, отчего может непроизвольно воспламениться. А как феерически горят электрокары, всегда можно увидеть в Сети — подобных роликов там собралась тьма-тьмущая.

Учитывая вышесказанное, владельцам электрокаров приходится адаптироваться к новой реальности, тщательно подстраивая маршрут под остаточную емкость батареи, нередко пренебрегая собственным комфортом, например, той же печкой зимой, чтобы заряда для преодоления заветных километров осталось побольше. Так что, если вы ранним зимним утром встретите где-нибудь обледенелую машину с запотевшим стеклом, едущую почему-то прямо на вас, лучше посторонитесь — это владелец электрокара пытается добраться туда, куда ему нужно.

К слову, по этой причине электрички часто «глохнут» в пробках или в местах, где парковаться запрещено: когда электроника «врет», остаточный заряд батареи может закончиться в любой момент, и как назло, вдали от станции зарядки. Конечно же, это создает помеху на дороге/ парковке, что вызывает справедливое негодование у других автомобилистов.

Впрочем, прохладное отношение к владельцам электрокаров наблюдается не только в Беларуси, но и в других странах. В Хорватии, например, это противостояние вылилось в тихую войну, в которой электрокары занимали очередь на бензоколонку, а бензиновые авто парковались у станций зарядок. Как говорится, ни себе ни людям.

В США автомобилисты стали открыто выражать неприязнь к владельцам электрокаров Tesla, так как глава этой компании, Илон Маск, рьяно поддерживает Дональда Трампа. В будущем, к слову, это может привести к коммерческому провалу, так как покупали эти электрокары в основном демократы — представители партии, которая сейчас пребывает в незавидном положении. Кстати, в орегонском городке Сейлем фирменный центр Tesla неизвестные регулярно расстреливают из ружья, а также поджигают и обливают краской...

Кроме того, любители двух конкурирующих на рынке моделей электрокаров могут так же разойтись во взглядах, как и обожаемые ими бренды. К примеру, один убежденный «зеленовод» Серхио Родригес приобрел, помимо Tesla Model S P85, еще и Mustang Mach-E, после чего принялся нахваливать в соцсетях электрокар от Ford. Его тут же захейтили поклонники Tesla, а автосалон Маска аннулировал его клиентскую скидку на следующий электрокар. Данный конфликт, протекавший в основном в интернете, вылился в специфический проект: Родригес начал строить Tesla Model S из анекдота, то есть с двигтелем V8 и на «механике»!
***
Что мы хотели всем этим сказать? На самом деле, ничего такого, чего вы и сами не знали: пожалуйста, будьте добрее и внимательнее друг к другу, несмотря на идеологические, технологические и прочие разногласия. Все мы люди, и всем нам бывает нелегко обслуживать, заправлять и эксплуатировать транспортное средство, поэтому на дороге и не бывает безусловно правых, и неважно, какого цвета номера на их машинах.
24.02.2025