Переход в наступление: автопром Китая захватывает Европу

Полгода назад Майкл Шу, глава европейского подразделения BYD, заявил, что китайский производитель люксовых электрокаров планирует войти в тройку лидеров по продажам автомобилей в Европе до конца текущего десятилетия. «Если не получится стать номером один», – скромно добавил при этом топ-менеджер.

Переход в наступление: автопром Китая захватывает Европу

Европейские марки, ранее не воспринимавшие производителей из Китая всерьез, начинают суетиться и бить тревогу, тем более что действующее законодательство не на их стороне. Ситуация, прямо скажем, неоднозначная…

Электротяга всему голова

Действующий ныне в странах Евросоюза закон должен запретить выпуск и эксплуатацию автомобилей с ДВС на территории Европы не позднее 2035 года. Таким способом местные власти пытаются стимулировать автопроизводителей к выпуску электромобилей. Но предпосылок для этого даже у промышленных гигантов вроде Mercedes-Benz и Volkswagen всего ничего: платформы для модернизации модельного ряда еще не готовы, микрочипы в дефиците, сырье дорогое, логистика поставок нарушена. Всё это делает уже готовые модели на электротяге неоправданно дорогими для местных рынков, где всегда предпочитали бензиновые и дизельные автомобили – годами проверенные варианты, доказавшие свою надежность и функциональность.

При прочих равных не стоит сбрасывать со счетов эффект новизны: с 2019 года и по настоящее время в нише электромобилей на европейском рынке лидирует Tesla – всё же соблазн стать обладателем нового вида транспортного средства для многих потребителей оказался слишком велик. И коммерческого успеха бренду удалось достичь благодаря не только харизме Илона Маска, но и инвестициям отдельных бизнесменов, вложивших средства в расширение его влияния в Европе.

А вот в развитии индустрии китайских электромобилей активно участвует государство. Приход к власти Си Цзиньпина в 2012 году ознаменовался переходом Китая к энергетической и индустриальной независимости. Судя по данным, собранным Центром стратегических и международных исследований, с 2009 по 2017 годы в развитие электромобильного сектора китайское государство вложило около $60 млрд, а с 2018-го по 2021-й туда было вложено еще $66 млрд.

Данные шаги были сделаны в том числе для того, чтобы снизить зависимость от импорта нефти через воды Южно-Китайского моря. Это также позволило снизить уровень загрязнения воздуха в стране, который из-за промышленного бума достиг критической отметки и вызвал всплеск недовольства со стороны населения.

Государственные субсидии породили многочисленные стартапы по развитию электротранспорта, многие из которых доросли до уровня полноценных производств. И вот сейчас масса выпускаемых китайскими компаниями электромобилей достигла таких значений, что намного превысила покупательский спрос на внутреннем рынке, о чем говорит низкая загруженность производств в КНР в конце минувшей зимы и грянувшие вслед за этим сезонные скидки. Значит, самое время захватывать новые площадки продаж.

Стратегия развития

Со своей стороны европейские бренды приложили немало усилий и потратили огромное количество средств, чтобы просто зайти на китайский рынок. Для этого маркам с мировым именем вроде VW пришлось добиться разрешения на строительство производственных площадок, сети автосалонов и т.д. И если выпуск автомобилей с ДВС через какое-то время напряженной работы можно считать оправданным, то с реализацией собственных электрокаров европейцы терпят поражение за поражением.

Для сравнения приведем немного статистики: в минувшем 2023 году доля электрокаров, проданных на внутреннем рынке китайским брендом BYD, составила 38%, тогда как доля продаж Volkswagen едва приблизилась к 2%.

При этом экспансия китайских «электричек» на рынки Европы уже началась. Пока местные производители перестраивают производства под массовый выпуск авто на электротяге, азиатские экспортеры получили двух-трехлетнее окно для практически беспрепятственных поставок своей продукции из-за отсутствия полноценной конкуренции. Международные автомобильные аналитические ресурсы пришли к выводу, что на данном этапе доля китайских электрокаров составит минимум 15% рынка и что пределом это не станет.

Причем речь идет не только о потребительском спросе. В этом плане европейцы среднего возраста были и остаются убежденными патриотами «родных» автомобильных марок и по мере возможности будут их поддерживать, но о молодежи такого уже не скажешь. Да и владельцам бизнесов, основанных на эксплуатации авто, в общем-то, всё равно, какие модели использовать, если это будет для них выгодно.

Предпосылки для таких прогнозов уже есть. К примеру, немецкая каршеринговая компания Sixt стала официальным партнером BYD, подписав соглашение о покупке 100 тысяч электромобилей марки до 2028 года для эксплуатации своими клиентами. Говоря о столь внушительной цифре, нельзя не учитывать также необходимость формирования индустрии сертифицированного обслуживания этих машин, которое с учетом сложной логистики не будет дешевым. А вот если китайцы возведут или выкупят имеющиеся производственные мощности в Европе, это позволит избежать дополнительных транспортных издержек при формировании розничной цены. То есть их машины станут еще дешевле.

Да, этот сценарий потребует времени, но, как отмечает сам Майкл Шу, они готовы к продолжительной игре. Чтобы занять ведущую позицию в своем сегменте на домашнем рынке, бренду BYD потребовалось 20 лет. Это говорит о том, что сегодня в мировой автоиндустрии ни у кого нет такой выдержки, как у китайских производителей, пусть конкуренция с брендами Европы и будет непростой.

Ложка дёгтя

Впрочем, в настоящий момент на экспортную продукцию BYD, поставляемую на внешние рынки Европы, Ближнего Востока и Южной Азии, обрушилась волна критики со стороны дилеров и недовольных клиентов. Люди жалуются, что электрокары от китайского бренда поступают в точки продаж в неприглядном виде: в салонах авто присутствует отчетливый запах плесени, кузова поцарапаны, а облицовочный пластик трескается и отслаивается. Налицо последствия недоброкачественной морской доставки и/или отсутствие дефектовки на этапах производства.

При этом стоит отметить, что для транспортировки своей продукции китайский автогигант обзавелся собственной флотилией: в январе текущего года на воду было спущено первое судно BYD Explorer No.1, способное принять на борт до 7 тысяч автомобилей. В ближайшей перспективе бренд планирует ввести в эксплуатацию еще семь единиц таких транспортников, чтобы не зависеть от сторонних перевозчиков.

По всей видимости, неприглядный вид экспортируемых автомобилей – результат отсутствия у BYD опыта в морских грузоперевозках. Процессы хранения и транспортировки машин у автогиганта могут быть не отработаны надлежащим образом. Тем не менее для бренда, который легко решает вопрос по приобретению собственных кораблей ради большей независимости, вряд ли станет проблемой доведение всех логистических процессов до автоматизма.

***

А пока на различных складах Европы и Ближнего Востока находится около 10 тысяч электрокаров и гибридов BYD, которые на фоне недавнего скандала покупают неохотно, руководство марки отметило, что все усилия будут сосредоточены на ужесточении контроля качества. По всей видимости, результат не заставит себя ждать.


28.03.2024

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 030 875
Запчастей
44 948
Шин
34608
Продавцов