Почему бренды отказываются от электрокаров
Неоправданные ожидания
На то чтобы разработать с нуля новую модель и начать ее производство у автобрендов, за редким исключением, уходило от трех до семи лет. Появление унификационных платформ сократило этот срок в полтора раза. Но с электрокарами ситуация оказалась намного сложнее, так как опыта у многих производителей не было даже тогда, когда этот тип автомобилей стал мейнстримом.

Расшевелить медлительные компании и заставить их соответствовать трендам Евросоюз попытался на законодательном уровне, но получилось не очень. Разбираемся, почему.
Политическая мотивация
Глобальный переход мирового автопрома с двигателей внутреннего сгорания на электромоторы и заряжаемые гибриды был инициирован ООН в рамках Программы по окружающей среде. Согласно ему, крайним сроком, к которому европейские автобренды должны были отказаться от применения ДВС, являлся 2035 год. Однако с каждым годом этот рубеж неуклонно отодвигается, так как производители понимают, что поставленная им задача трудновыполнима и, в общем-то, убыточна.
Любопытно, что автопром при его высоком градусе демонизации в прессе не является самой грязной отраслью, пагубно влияющей на окружающую среду. Лидерство здесь занимает строительный сектор, который нельзя просто взять и глобально перевести на зеленые технологии. Процесс декарбонизации займет десятилетия, в течение которых строительные компании будут меньше зарабатывать, а то и вовсе терпеть убытки.

Что касается автомобильных марок Европы, то подобный переход скорее навредил, нежели мотивировал их к производству. Вмешавшись во внутренний цикл работы производителей, Евросоюз не стал вникать, как именно будут реализованы поставленные сверхзадачи.
Никто не учел внутреннюю конкуренцию между местными брендами, стоимость разработки и производства электромобилей, а также и востребованность на рынках. Однако все это учли китайские бренды, с 2023 года поставляющие свою продукцию не только на рынки СНГ, но и в Европу. Отсюда и паника местных властей.
Статистика говорит сама за себя
Увы, уровень продаж электрокаров в одной только Германии в минувшем году упал сразу на 55%, а гибридов – почти на 20%. Виной тому стало прекращение государственных субсидий для населения в «зеленом» секторе и непомерно высокая «чистая» стоимость электричек. А вот рынок автомобилей с ДВС при этом вырос на 9%, что также является важным маркером.

В свою очередь, главный автобренд страны, Mercedes-Benz, анонсировавший в 2020 году стратегию Ambition 2039, подразумевавшую полный отказ от двигателей внутреннего сгорания в тех странах, где это позволяют рыночные условия, признал ее провал и увеличил отсрочку тотальной электрификации еще минимум на пять лет.
По словам директора марки Ола Каллениуса, Mercedes-Benz придется «удовлетворять различные потребности клиентов вплоть до 2030-х годов». При этом топ-менеджер отметил, что топливные модели никуда не денутся из реестра компании и в следующем десятилетии, так как на них сохраняется высокий спрос, а значит, они являются основой денежного потока.

Своему немецкому конкуренту вторит Лоуренс Стролл, Председатель совета директоров Aston Martin. По его словам, марка не просто отложила план глобальной электрификации, но и срок выпуска своей первой «розеточной» модели. Руководитель отметил, что спрос на модели с моторами V8 и V12 слишком высок, чтобы на это можно было закрыть глаза.
В настоящее время Aston Martin много инвестирует в разработку гибридных моделей на основе указанных двигателей, считая данный тип транспортных средств переходным звеном между бензиновыми и электрическими авто.

К слову, солидарность с британскими коллегами выразил и бренд Genesis, не так давно объявив о пересмотре собственной политики электрификации модельного ряда. С текущего года компания делает ставку на разработку гибридов (причем «чистых», а не подзаряжаемых), отложив проектирование электрокаров на неопределенный срок.
Голос Америки
Один из лидеров местного рынка, компания Ford, и вовсе объявила о том, что теряет с каждого выпущенного электромобиля около $100 тысяч! То есть бренд платит за них больше, чем зарабатывает. В доказательство марка приводит статистику продаж электромобильного подразделения под названием Model E, чей чистый убыток за первый квартал 2024-го сопоставим с прибылью, полученной за этот период концерном в целом.

Напомним, что в настоящий момент линейка электромобилей Ford представлена на местном рынке тремя моделями – Mustang Mach E, F150 Lightning и E-Transit. Спрос на них падает, из-за чего производителю уже пришлось принять меры, сократив объемы их выпуска и пересмотрев стратегию электрификации. В результате было принято решение отказаться от выпуска большого трехрядного кроссовера, который собирались представить в Канаде уже в 2025 году. Согласно новому плану, это случится не раньше 2027-го.

Согласно прогнозам аналитиков Ford, в конце 2024 года убыток Model E достигнет $5,5 миллиарда. Генеральный директор бренда Джим Фарли назвал электромобильное подразделение «главным тормозом всего концерна». Теперь в планах Ford снизить расходы на электрокары на $12 миллиардов и понизить цены на существующие модели для стимулирования спроса.
23.05.2024