Механика, автомат, вариатор или робот

Что надёжнее

Далеко не все автовладельцы, тем более из числа только получивших «права» и собирающихся приобрести свое первое в жизни авто, знают различия между автомобильными коробками переключения передач (КПП). Нет, разницу между «автоматом» и «механикой», думаем, понимают все, а вот чем отличаются вариатор и «робот», например? Какие из КПП долговечнее на дистанции? С какими расход топлива выше? Какие доставят массу хлопот?

Механика, автомат, вариатор или робот

Хоть вариаторная и роботизированная коробки отличаются принципом работы (последняя ближе к механической), для удобства к автоматическим коробкам передач отнесем те, пользоваться которыми проще и удобнее. Это гидротрансформатор (классический «автомат»), вариатор (CVT) и роботизированная коробка передач («робот»). Почему нам так важно понимать принцип работы этих КПП? Дело в том, что на многих сайтах по продажам автомобилей с пробегом указывают всего два типа коробок: либо механическая, либо автоматическая, подразумевая, что ко второму типу относятся и вариатор, и «робот», и «автомат». И неискушенный покупатель может купить не то. К примеру, любитель рыбалки и охоты приобретет вместо классического гидротрансформатора вариатор, который крайне не любит пробуксовок, и в первую же свою поездку может «попасть» на капитальный ремонт или необходимость покупки новой КПП. А стоит вариатор отнюдь не копейки.

Итак, начнем с классики. Механическая коробка переключения передач, если не вдаваться в технические нюансы, работает следующим образом. Сама по себе КПП – это узел сцепления между элементами коробки (валы, шестерёнки, синхронизаторы и включающиеся муфты) и двигателем. Нажимаешь и держишь педаль сцепления – разъединяешь двигатель и коробку. Переключаешь передачу. Отпускаешь педаль сцепления – едешь в нужных тебе условиях движения. Из плюсов «механики» – водитель сам контролирует движение автомобиля. Для многих важно чувствовать, чем и как дышит вся система, чувствовать, как авто именно благодаря вашему личному усилию набирает скорость. То есть здесь крайне важно, что именно человек в доли секунды принимает решение, когда именно переходить на повышающую или понижающую передачу. Это плюс при разгоне по принципу «тапка в пол». Еще совсем недавно при прочих равных на «механике» опытные водители достигали скорости 100 км/ч быстрее, чем с помощью других коробок передач. Сейчас ситуация несколько изменилась, такого ощутимого преимущества уже нет.

Главный плюс механических коробок – надежность. По этому показателю «механика» все еще впереди планеты всей, равных ей пока нет. Минусы – при езде в городских условиях требуется значительно чаще обычного выжимать педали сцепления и «газа», переключать туда-сюда передачи. Учитывая, что ездить на МКПП в принципе тяжелее, чем на других коробках передач, для многих начинающих водителей этот момент – главный раздражитель. Девушки и вовсе в подавляющем большинстве весьма охотно жертвуют третьей педалью. Зато можно буксировать автомобиль и выезжать из ям с помощью так называемой раскачки.

Классический «автомат» (гидротрансформатор). Само название говорит за себя – почти все здесь делается автоматически. Соединение между двигателем и коробкой происходит за счёт двух винтов и с помощью специального трансмиссионного масла, которое постоянно циркулирует по замкнутому кругу, находясь к тому же под давлением. И за счет этого происходит передача крутящего момента от двигателя (запускает в работу первый винт) к колесам автомобиля (второй винт, получив энергию, передает ее дальше на муфты, шестеренки и прочие механизмы). В этом случае команду на переключение передачи дает блок управления, а не человек. Автоматически и исходя из условий движения. Водитель только выжимает одну из педалей – «газа» или тормоза. Плюсы – ты не думаешь, когда тебе нужно переходить на повышающую или понижающую передачу. Думают за тебя. Минусы – рывки при переключении передач (особенно актуально для старых версий коробок – 4-5-ступенчатых), более высокая стоимость как в целом при покупке нового механизма, так и в случае ремонта (в сравнении с «механикой»). Выше расход топлива (в среднем на 1 литр на 100 км) и невозможность долгой буксировки. 

В вариаторе вместо двух винтов работают два шкива (диска). Между ними – ремень (реже цепь). Изменение передаточного числа происходит за счет сближения или удаления двух дисков. Здесь нет как таковых ступеней передач. Процесс изменения передаточных чисел идет непрерывно. Отсюда и главный козырь такой КПП – плавность хода. Нет тех самых рывков. Автомобиль и разгоняется шустрее (трансмиссия постоянно находится на пике значений), и едет мягче, и топлива потребляет куда меньше. Для городских условий – идеальный вариант. Но при выезде за город начинают проявляться главные минусы: коробка не любит пробуксовки. Любое серьезное препятствие может стать фатальным, а ремонт такой коробки дело дорогое. К тому же работа на пике крутящего момента резко снижает ресурс вариатора даже в сравнении с классическим «автоматом». Из-за особенностей работы здесь нет места резким стартам и в принципе агрессивной манере вождения. Это вам не «механика»!

Роботизированная коробка, по сути, та же «механика», только сцепление выжимает не человек, а робот. Это если не вдаваться в нюансы типа «сухого» и «мокрого» сцепления, двойного (новые поколения коробки DSG) и одинарного. Даже пауза при переключении передач ощутимо такая же, как и у механической коробки. Из плюсов разве что более низкая стоимость в сравнении с «автоматом» и вариатором, более низкий расход топлива. Зато минусов – вагон и маленькая тележка. Кроме рывков при переключении передач будьте готовы к «задумчивости» на старте. В отличие от «автомата» на каждом светофоре выжиманием педали тормоза не отделаться – перегреется сцепление. Так что здесь, как и на «механике», необходимо переходить в нейтральное положение передачи. Завершая разговор про роботизированные коробки, отметим, что DSG хоть и является более продвинутой разновидностью «робота» и многие «болячки» ей уже нипочем, все же излишняя сложность такой конструкции (речь о двух дисках сцепления) автоматически сильно удорожает ремонт в случае поломки. Далеко не все СТО берутся за такую работу, так что шансы «попасть» на необходимость покупки новой КПП очень даже велики.

Подведем итог. Если вы не любите быстрой езды, предпочитаете мягкий и плавный стиль вождения, не играете в «шашки» на дороге, не ездите по труднодоступным местам, 95% времени проводите в городе – вариатор вполне себе ваш выбор. Нужна динамика и хотите сэкономить на топливе – тогда DSG. Нечто среднее между этими вариантами – классический «автомат». Придется привыкнуть к рывкам при переключении передач, зато ездить будете точно дольше и дальше, пусть и несколько жертвуя повышенным расходом топлива. Ну а если вас не пугает ручное переключение передач, а ресурс и неубиваемость коробки, дешевый ремонт в случае чего – ключевые моменты при выборе, то «механика» – ваше все! Ресурс этой коробки передач передач ощутимо выше всех перечисленных.

ПОДЕЛИТЬСЯ

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

7 702 290
Запчастей
29 403
Шин
20824
Продавцов