Летим вниз: статистика продаж новых авто в 2022 году в Беларуси

По традиции во втором месяце нового года Белорусская автомобильная ассоциация (БАА) делится статистикой реализации новых автомобилей за год предыдущий. Увы, показатели неутешительные, а перспективы туманные.

Летим вниз: статистика продаж новых авто в 2022 году в Беларуси

«Температура по больнице»

Вряд ли у кого-то возникнут сомнения, что 2022 год побил едва ли не все допустимые рекорды с приставкой «анти». Геополитический кризис, разрушенная логистика, нехватка комплектующих и уход множества знаковых брендов привели к глобальному кризису во многих отраслях, что не могло не отразиться на рынке.

Так, если в постковидный 2021 год продажи новых автомобилей в Беларуси просели с 52,7 тыс. единиц до 46,8 тыс., то есть на 11,2%, то в следующем году было реализовано всего 17.234 авто (подробнее об этом можно прочитать здесь). То есть падение рынка составило сразу 63,2%.

Не заметить этого было нельзя: те из автолюбителей, кто намеревался обновить транспортное средство, столкнулись с, мягко говоря, неадекватным ценообразованием на новые модели и практически полным отсутствием достойных предложений на «вторичке». Похожая ситуация наблюдалась разве что в кризисном 2014 году, но и тогда рыночные показатели были несколько больше – 24.650 проданных машин. Даже для российского рынка 2022-й оказался чуть благосклоннее, показав «отрицательный рост» на 59%.

Легковые авто

Ассортимент в минувшем году, конечно, не радовал, сократившись в разы. К примеру, если в июне 2021-го рынок предлагал 118 моделей легковых авто, то в декабре 2022-го их разнообразие снизилось до 37. Так, в десятку лучших брендов по продажам вошли (в порядке убывания): Geely, LADA, Kia, GAZ, Volkswagen, Renault, Honda, Nissan, UAZ, Audi.

На первый взгляд на фоне санкционного дефицита разнообразие марок кажется внушительным, особенно по сравнению с РФ. Фактически же тысячными продажами отметились только первые шесть брендов, самый большой показатель у Geely – 4355 единиц против 1078 у Renault. Продажи остальных не сумели преодолеть даже этот скромный порог: корейский бренд Hyundai сумел реализовать всего 883 автомобиля, Nissan – 721, UAZ – 551, а штутгартская марка Audi – лишь 351.

Всего же в Беларуси за 2022 год было продано 14.843 легковых автомобиля и 2391 единица легкой коммерческой техники.

Лидеры продаж

Лидерство в различных сегментах выглядит следующим образом. В B-классе первенство досталось седану Lada Vesta – 1846 единиц, на втором месте Kia Rio (949 машин), на третьем – VW Polo Liftback c 764 авто. Общее количество реализованных автомобилей здесь составило 5337 единиц и минус 68% по сравнению с аналогичным показателем 2021 года.

Показатели в D-классе куда более скромные. Здесь лидирует Toyota Camry, чьи продажи составили 58 машин, далее идут китайский новичок JAC J7, дебютировавший на рынке лишь прошлой осенью, с 41 шт. и Mazda 6 с 31 авто. Всего в этом сегменте дилеры сумели реализовать 255 машин, то есть минус 59% по сравнению с 2021 годом. С-класс в 2022-м и вовсе представлен не был.

В Е-классе было реализовано лишь 125 автомобилей (минус 46%). Больше всего покупали Audi A6 – 81 единица. На втором месте BMW 5-series (25 шт.), на третьем – Audi A7 (только 7 машин).

Показатели сегмента F и вовсе плачевны – было продано 12 авто, из которых BMW 7-series купили 5 раз, Porsche Panamera – 4 раза, Audi A8 – 2 раза. Упадок рынка составил минус 77%.

Что касается электромобилей, то за прошлый год их было реализовано 55 единиц. Это единственный класс авто, показавший рыночный прирост (+ 28%). Лучше всего разошлись: Geely Geometry C – 37 единиц, Audi e-tron – 11, Porsche Taycan – 4 авто.

Кроссоверы и коммерческий транспорт

Продажи в данном сегменте за 2022 год составили 2696 автомобилей, или минус 62% по сравнению с показателем 2021-го. Лидерство в классе SUV-B распределилось так: Geely Coolray – 1740 авто, Hyundai Creta – 361, Kia Seltos – 302.

В классе SUV-С больше всего покупался Geely Atlas Pro – 1700 автомобилей, Geely Tugella – 725, Renault Duster – 449 машин. И это при общем количестве 4338 реализованных авто (минус 56%).

Продажи в классе SUV-D выглядят следующим образом: Nissan X-Trail – 256 машин, Hyundai Santa Fe – 73, Haval F7x – 65. Общее количество продаж составило 758 единиц техники (минус 55%).

Результаты в классе SUV-Е еще более скромные: Volkswagen Touareg – 159, Audi Q8 – 55, BMW X5 – 47. Всего здесь было реализовано 467 машин (минус 47%).

Что касается еще более дорогого класса SUV-F, то продажи здесь и вовсе штучные – лишь 44 авто (минус 80%). Из них больше всего купили Toyota Land Cruiser – 26 шт., LR Range Rover – 8, BMW X7 – 7.

В классе Off-Road дилеры сумели реализовать 756 машин (минус 73%). Лидером на рынке стала LADA Niva Legend, проданная в количестве 514 единиц. На втором месте LADA Niva Travel с 162 машинами, на третьем – UAZ Patriot (67 шт.).

Прогнозы на 2023 год

Комментарий эксперта БАА: «В 2022 году, учитывая уход ведущих мировых брендов с российского рынка и заморозку производства популярных моделей, собираемых в России, белорусские дилеры решали вопрос с формированием новой модельной линейки и перенаправлением поставок. Этот процесс будет продолжаться и в 2023 году, результаты каждой из марок, представленных в Беларуси, будут во многом зависеть от того, как быстро и безболезненно представители белорусского автобизнеса смогут организовать поставку таких моделей».

По информации Белорусской автомобильной ассоциации, в текущем 2023 году на рынок планируется вывести около 30 новых моделей в основном от китайских производителей. На белорусском пространстве авто из КНР будут иметь абсолютное доминирование, вплоть до 75%. Что касается дилеров, то, говоря о ближайших прогнозах, они предполагают стабилизацию и увеличение объемов, а также расширение сети продаж, превращения в некую мультибрендовую модель. Финансовая ситуация у них продолжает ухудшаться: например, в минувшем январе дела хуже, чем в январе 2022-го (кроме двух брендов). При этом они отмечают возможность стабилизации цен на новые авто и изменения прайс-листов не более плюс-минус 5% (допускается и падение стоимости на некоторые модели).

Также все игроки рынка заявляют о необходимости корректировки льготного 140-го указа, чтобы направить его на помощь уязвимым слоям общества, а не спекулянтам, использующим лазейки в законодательстве.

22.02.2023

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 030 875
Запчастей
44 948
Шин
34608
Продавцов