Что вы знаете о дримлайнере Golden Dolphin

Концептуальные автомобили

Среди автомобильных дизайнеров еще с 1930-х годов в обиход вошло слово «дримлайнер», означающее автобус мечты либо люксовый лайнер. С тех пор как грузопассажирские транспортные средства выделили в отдельную группу автомобилей, эксперименты в области форм-фактора и прогрессивного оснащения коснулись и их, да еще как!

Что вы знаете о дримлайнере Golden Dolphin

Мы уже неоднократно рассказывали о выдающихся эстетических качествах отдельно взятых моделей и хотим продолжить этот марафон прелюбопытным примером. Знакомьтесь – дримлайнер Golden Dolphin от фирмы Viberti!

Итальянское происхождение

Компания Viberti, ныне пребывающая где-то на периферии истории, в свое время являлась прибыльным и даже новаторским предприятием. Основанная в 1922 году в Турине в качестве крошечной мануфактуры по производству прицепов, она довольно быстро превратилась в многопрофильный прибыльный бизнес.

Постепенно Viberti освоила выпуск кузовов, после чего стала собирать автобусы на шасси, сделанных под заказ другими автозаводами. Во время Второй мировой войны эта марка получила совместный с брендом Fiat контракт на разработку бронеавтомобиля Sahariana для итальянской армии, а в начале 1950-х вместе с немецкой компанией Victoria выпускала мопеды под суббрендом ViVi.

Но основную прибыль Viberti получала от производства автобусов, которые колесили по дорогам не только Италии, но и всей Европы. Компания тесно сотрудничала с автобрендом Fiat, у которого заказывала шасси, после чего модифицировала их под свои нужды, даже разработав собственную систему подвески Monotral. Однако, несмотря на относительную популярность, итальянские автобусы выдающимися характеристиками не отличались, и в Viberti решили это исправить.

Пульмановский класс

Проблемой Viberti было доминирование среди производителей утилитарных автобусов. Но кузовных ателье в той же Италии во все времена было больше, чем людей, способных правильно написать слово «Апеннины» (шутка). Конкурентам достаточно было быстро сварганить более симпатичный кузов, чтобы умыкнуть клиента. Поэтому Viberti требовался веский аргумент, чтобы выделить себя среди прочих, –и им стал роскошный автобус пульмановского класса Golden Dolphin.

Разработка этого проекта началась в 1950-м. Поскольку будущий автобус должен был стать абсолютно новым словом в автодизайне и технике, его строительство велось с нуля. Да, шасси для него и на сей раз собрали в Fiat, но сделали это на заказ, по индивидуальным чертежам конструкторов Viberti.

За футуристичную внешность Golden Dolphin отвечал дизайнер Риццотти Тонон, который и возглавил сам проект. Кузов автобуса был несущим, но благодаря применению авиационного алюминия и композитных материалов, в том числе смол повышенной упругости, ему удалось придать совершенную для того времени аэродинамическую форму.

Внешне он скорее напоминал ракету, нежели наземное транспортное средство, а хвостовой «плавник», как заверяли конструкторы, был не только декоративным элементом, но и выполнял роль курсового стабилизатора.

Что касается ходовых качеств, то обтекаемым кузов Golden Dolphin был сделан неспроста. Используя газотурбинный фиатовский двигатель, развивавший 400 лошадиных сил, полностью загруженный автобус мог разгоняться до 200 км/ч!

При этом в движении этот концепт демонстрировал удивительную плавность хода и устойчивость на дороге благодаря уже упомянутой подвеске, гидромеханической коробке передач и дисковым тормозам оригинальной конструкции.

Пассажирский комфорт

Если говорить о «внутреннем мире» Golden Dolphin, то тот был под стать техническому оснащению. В салоне было установлено 18 пассажирских кресел с индивидуальными ремнями безопасности, которые – внимание! – сделали поворотными.

Кроме того, каждое пассажирское место оснащалось индивидуальным вентилятором и радиоточкой. Также в салоне работало новейшее и крайне дорогое оборудование – кондиционер. А в кормовой части располагались туалет и небольшая кухонно-барная зона, где можно было перекусить.

Как видно на редких фото, футуристичный автобус мог похвастать обширной площадью остекления, при которой даже пассажирам среднего ряда открывалась отличная панорама. Это было сделано специально, ведь такие автобусы предполагалось использовать на туристических маршрутах.

Но в этих-то стеклах и крылась основная производственная проблема Golden Dolphin. Длина автобуса составляла 11,5 метра, и изначально стекла планировалось сделать цельногнутыми по всей площади. Но в середине 1950-х такой возможности изготовления попросту не существовало: все итальянские стекольные мастерские, а позже и европейские отказывались выполнять странный заказ Viberti, так как не имели на то технических средств.

Максимум, что удалось сделать, – заказать цельногнутые стекла длиной 6 метров, после чего по бокам автобуса появились стойки, которые удалось замаскировать под декоративные перемычки. После этого корпус покрасили в золотой цвет и нарекли автобус тем самым именем Golden Dolphin (от англ. «Золотой дельфин»).

Концепт дебютировал на Женевском автосалоне 1956 года, где стал едва ли не главной сенсацией. Публике нравилось всё: и уникальный дизайн, и новаторство разработок, и даже удачное название, так как многие находили в нем сходство с настоящим дельфином. Попивая шампанское, владельцы Viberti с вожделением подсчитывали барыши, которые должен был принести им этот проект. Увы, никакой последующей реакции не было...

***

Golden Dolphin по праву считается уникальной моделью, истинным дримлайнером и примером выдающейся дизайнерской и технической работы. Однако для своих лет машина оказалась слишком прогрессивной и смелой. Люди попросту не были к такому готовы. Кроме того, этот автобус практически не имел унифицированных запчастей, чтобы можно было их использовать от других моделей, следовательно, его серийное производство оказалось бы неоправданно дорогим. Поэтому Golden Dolphin, построенный в единственном экземпляре, так и остался «краснокнижным» видом, уникальным в своем роде.

Что касается самой компании Viberti, то она здравствует и поныне, правда, в составе польской компании Wielton Group, выпуская, как и в самом начале своего пути, прицепы и полуприцепы.

07.01.2024

О чем еще вы бы хотели прочитать на Bamper.by? Задайте свой вопрос!

13 008 807
Запчастей
48 058
Шин
36072
Продавцов