Как выбирают машины в мире
Критерии автомобилистов разных стран
Институты статистики и социологии регулярно проводят исследования в различных регионах планеты и делятся полученными результатами. Автомобилистов, одну из самых обширных потребительских групп, тоже периодически «берут на карандаш», выясняя конкретные факторы, влияющие на выбор отдельно взятого человека.
Результаты этих опросов удивляют. К примеру, привычный сознанию наших потребителей тезис «дорого-богато» на выбор американцев, европейцев и японцев (в меньшей степени) практически не влияет. Зато вот какие качества у них в приоритете...
Европа
Пожалуй, будет не совсем корректно объединять пестрые европейские рынки в один, однако ряд общих факторов у них есть, так что мы попробуем. Итак, возможно, для кого-то будет новостью узнать, что повышенным спросом при выборе нового авто у европейских автомобилистов пользуются компактные и субкомпактные представители А- и В-классов.
Все дело в большом количестве узких улочек, по которым с относительным комфортом можно перемещаться лишь на таких ТС. Кроме того, с каждым годом муниципальные власти исторических центров Австрии, Италии, Германии, Франции и ряда других государств ужесточают экологические нормы, из-за которых въезд в города автомобилям с высоким выбросом СО2 ограничивается либо запрещается вовсе. Но микролитражек это опять же не касается, так как их моторы соответствуют всем «зеленым» стандартам.
В странах с развитой сетью скоростных магистралей-автобанов, к которым в первую очередь относится Германия, а в меньшей степени Италия и частично Польша, предпочитают комфортное сочетание «дизель + универсал». Такие автомобили предлагают просторный салон, вместительный багажник и топливную экономичность. Данная формула долгое время была популярной и у нас, ведь подобные авто позволяют удобно и безопасно перевозить различные грузы, от ежедневных покупок и туристического багажа до инструментов и строительных материалов.
Наконец, европейские автомобилисты – невероятные патриоты, которые предпочтут купить модель местного производства, а не более стильный импортный аналог (здесь речь идет не об общей популярности марок в Европе, а об отдельно взятых рынках). К примеру, в Чехии самой востребованной маркой является Skoda, где представители «святой троицы» Fabia, Rapid и Octavia ежегодно становятся лидерами продаж. Эти же модели отлично продаются в Словакии и Польше, а Octavia активно покупают даже в Эстонии, Финляндии и Швейцарии.
Итальянцы, что вполне логично, предпочитают продукцию отечественного автопрома. Здесь самым популярным новым автомобилем в докризисные времена был хэтчбек Fiat Panda. В Румынии ожидаемо востребована марка Dacia, особенно утилитарный седан Logan. А в Швеции, как несложно догадаться, особой популярностью пользуется Volvo. Если отбросить актуальные тренды о самых продаваемых автомобилях года, на которых построена официальная статистика, арифметика окажется предельно простой.
Северная Америка
Аналитическое агентство Statista в ходе собственного исследования выяснило, на что в первую очередь обращают внимание автомобилисты США при покупке нового транспортного средства. Здесь с ходу надо учитывать, что Америка – старейший автомобильный рынок планеты, а также полигон для испытаний передовых идей автопрома, где целый век были в почете огромные кузова с хромированием всего, за что только цепляется взгляд…
Так вот, по статистике внешний вид, качество отделочных материалов и технические характеристики машин сегодня играют для американцев гораздо меньшую роль, чем конечная цена, расход топлива и пригодность автомобиля к ежедневной эксплуатации.
Так, среди 8400 человек, достигших совершеннолетия и участвовавших в опросе, такой немаловажный фактор, как автомобильный дизайн, оказался на последнем месте (возможно, потому, что они не видели по-настоящему некрасивые авто, предлагаемые на нашем рынке). Согласно той же статистике экстерьер транспортных средств играет важную роль лишь для 32% американцев. Еще для 38% автомобилистов США заводская гарантия и дилерское обслуживание являются определяющим фактором при выборе машины. Чуть большему количеству опрошенных действительно важен пользовательский комфорт.
На качество отделочных материалов авто обращает внимание 43% респондентов. Такое же количество покупателей рассматривает ТС по возможности ежедневной эксплуатации. А на цену автомобиля ориентируются 46% американцев. Любопытно, что больше половины опрошенных (55 и 56% автомобилистов) заявили, что главными критериями при покупке новой машины для них являются уровень безопасности и топливная экономичность. Как ни странно, в век доминирования маркетинга все это звучит здраво и по существу.
Япония
Ежегодно, по данным Росстата, на российский рынок из Японии поставлялось около 600 тысяч праворульных машин возрастом от трех лет и с пробегом около 100 тысяч км (речь идет о докризисных временах). Данная статистика породила аксиому, что рынок Страны восходящего солнца слишком прогрессивный, а технологии там стремительно теряют свою актуальность, чтобы подолгу ими пользоваться. На самом деле это не совсем так. Вернее, так, но до определенной степени.
Для начала скажем, что покупка автомобиля для рядового японцы связана с некоторыми сложностями, установленными законодательством. К примеру, автомобилист обязан представить документальное подтверждение наличия собственного парковочного места, расположенного не далее 2 км от места его проживания. При этом ежегодный налог в Японии уплачивается не по возрасту автомобиля, а по объему его двигателя. Для машин с мотором до 1.0 он составляет 29.500 йен ($275), от 2.5 до 3.0 – 51.000 йен ($470), от 4.5 до 6.0 – 88.000 йен ($815). Владельцы автомобилей, возраст которых превышает 13 лет, уплачивают дополнительные 10%, но эта сумма вряд ли способна вызвать оторопь. На первый взгляд все более-менее гуманно…
Однако для владельцев возрастных авто, или, как их еще называют, янгтаймеров, существует особый орган контроля – инспекционная служба, известная как сякен (англ. shaken). В ее обязанности входит регулярная проверка технического состояния, выявление фактов незаконного тюнинга и допуск на дороги только исправных машин. Причем штрафы, инициированные данной службой, и являются основной причиной, вынуждающей японцев покупать новые авто.
По регламенту сякен проводится раз в три года для обычных легковых автомобилей и кей-каров со стандартизированными габаритами и характеристиками двигателей. В дальнейшем процедура повторяется каждые два года и включает в себя множество скрытых пошлин, а именно: налог на вес, обязательная страховка на 2 года, фиксированный сбор за оформление документов и техосмотр.
Мы перечислили лишь базовый набор услуг, а все последующие траты обусловлены состоянием конкретного автомобиля и необходимым перечнем работ, стоимость которых нередко превышает 100.000 йен (почти $1000). Поэтому для многих японцев очевидна замена автомобиля до окончания срока сякена, который влечет за собой лишние расходы. Кроме того, машины на японском рынке быстро дешевеют, поэтому через 5-7 лет на «вторичке» можно выручить лишь пятую часть первоначальной стоимости.
Как ни странно, прогрессивные японцы при всем при этом являются суеверными людьми. Так, они искренне убеждены, что после ДТП автомобиль становится несчастливым, а значит, лучше от него поскорее избавиться. К тому же ремонт битой машины в Японии обходится дорого, иной раз настолько, что проще купить новую.
А еще японцы щепетильно следят за своим статусом в обществе: продать новый автомобиль лишь по причине выхода его обновленной версии для них в порядке вещей. А поскольку в этой крошечной стране присутствуют почти все представители мирового автопрома, то обновляется автопарк регулярно и с удовольствием.
24.10.2022