Как перевезти дачный урожай и не только: выбираем прицеп
Какие бывают прицепы и какая категория «прав» для них нужна
Прежде чем отправиться с прицепом в дорогу, важно изучить особенности вождения с ним и правильной загрузки.
Осень вступила в свои права, а вместе с ней пришли и новые заботы. Особенно много их у дачников и фермеров – как перевезти богатый урожай в город или доставить на сезонный рынок плоды своего труда?
И конечно, вполне обоснованный интерес к прицепам могут также проявить заядлые рыбаки и любители охоты.
Про универсалы и прочие внедорожники мы поговорим в отдельных статьях, а сейчас детально остановимся на прицепах: какие они бывают, для каких условий подходят лучше, сколько стоят и какие документы необходимы, чтобы ездить с прицепом.
Грузовые или лодочные?
Как правило, прицепы делятся на две основные категории.
Первая – грузовые, или обычные бортовые. Вот они как раз подойдут для дачников и жителей сельской местности. Перевозить с их помощью можно всё: от мешка картошки до, скажем, коровы. Такие прицепы могут быть узкими – от 1,5 до 2 м, широкими одноосными – от 2 до 3,5 м, а также двухосными – под тяжелые грузы. Одноосный прицеп легче и маневреннее, двухосный – наоборот. Для двухосных прицепов крайне важно наличие тормозной системы: без нее управлять такими конструкциями будет крайне сложно.
Вторая категория – лодочный прицеп, или прицеп без бортов. Такие прицепы бывают разными как по размерам, так и по функционалу. Можно найти удобную конструкцию для перевозки как маленькой лодочки, так и катера.
Есть различия и в конструкции. Рама может держаться с помощью как болтов, так и сварочных швов. Первые заменяемы, потому более практичны. Вторые тоже вроде как можно переварить, но повозиться придется изрядно, да и вряд ли вы это будете делать самостоятельно.
Подвеска бывает торсионной и рессорной. Первая – проще и дешевле, вторая – дороже и надежнее.
Конструкция, которая соединяет прицеп и автомобиль, называется дышло. Оно бывает прямым или V-образным. Инженеры отдают предпочтение треугольной форме, но в случае не сильно большой нагрузки на сам прицеп вряд ли этот нюанс будет играть ключевую роль при выборе конструкции.
Борта у прицепа могут быть оцинкованные или окрашенные. Первые долговечнее, но дороже. Если возить грузы придется часто и в больших объемах, выбор прицепа очевиден: качественно окрашенный поверх оцинкованных бортов.
При выборе прицепа обратите внимание на несколько важных моментов. Днище должно быть водостойким. Желательно из фанеры, а не из листа стали (может быстро развиться коррозия, при движении вхолостую будет слишком шуметь). Электропроводка должна быть без спаек, только цельным куском. Проверяем качество деталей подвески (металл не менее 6-7 мм) и узлов (болты должны быть из высокопрочного металла). Если прицеп нужен для рыбалки, обязательно проверьте наличие лебедки и носового упора – в большинстве комплектаций они есть.
Для каждого прицепа имеется выбор по каркасам и тентам. Всё зависит от модели прицепа и высоты, которая вам необходима. Каркасные тенты начинаются с высоты 57 см. Далее – от 82 до 144 см со скосом либо без. Есть и полноценные каркасы с оцинкованным профилем на болтовой сборке. На больших прицепах – только один вариант с аэродинамическим скосом. Тент открывается с одного бока, спереди и сзади.
Какая категория «прав» нужна для прицепа?
Как вы уже знаете, прицепы бывают одноосные и двухосные. На первых можно возить груз весом до 750 кг. И именно эта цифра – грань между категориями «В» и «BE» в «правах». Помните, что водители, имеющие категорию «В» водительского удостоверения, могут эксплуатировать легкий прицеп полной массой не более 750 кг. Если покупать двухосный прицеп и возить грузы большей массы, придется открывать категорию «BЕ», а для этого надо учиться в автошколе и сдавать экзамен по вождению с прицепом.
Так что даже если по документам оба прицепа – и одноосный, и двухосный – будут в норме, любой инспектор знает, что двухосный легко потянет груз весом более тонны. И если категории «BE» у вас нет, это будет считаться управлением транспортным средством лицом, не имеющим права управления (ст.18.14 КоАП РБ). За такое нарушение грозит штраф от 5 до 20 базовых величин (от 145 до 580 руб., по данным на 2021 год), за повторное в течение года нарушение – штраф от 20 до 50 базовых величин (от 580 до 1450 руб.), или общественные работы, или административный арест.
К слову, хороший продавец, как правило, сам указывает категорию «прав», под которую подходит тот или иной прицеп.
В аренду или в собственность?
Можно найти прицеп за тысячу рублей, а можно и за несколько тысяч. При прочих равных характеристиках бросаться на самые дорогие модели не стоит. Зачастую прицепы средней ценовой категории ни в чем не уступают дорогим аналогам, особенно если марка производителя уже давно себя зарекомендовала на рынке.
Хороший вариант для тех, кому прицеп нужен всего пару раз в году, – взять его в аренду. Найти прицеп в Минске, например, можно по цене в среднем от 9 руб. за 6 часов аренды и от 18 до 22 руб. за сутки.
Особенности езды
При эксплуатации прицепа важно помнить: нежелательно перевозить груз, выступающий за боковые грани прицепа. Если вы используете прицеп с тентом, обратите внимание, чтобы груз не упирался острыми углами в тент, поскольку при езде возможно образование дырки в тенте.
Водителю надо знать, что перед каждой поездкой с прицепом необходима настройка расположения груза для безопасного движения. Нагрузка должна быть положительной. В зависимости от массы груза, от характеристик фаркопа и автомобиля она должна составлять 25 – 50 – 75 – 130 кг. Также необходимо соблюдать скоростной режим при движении с прицепом – он не должен превышать 70 км/ч. При этом лучше уменьшать скорость движения при большой массе перевозимого груза и неблагоприятных погодных условиях.
Помните, что езда на автомобиле с прицепом требует дополнительных навыков, – будьте очень внимательны и осторожны на дороге!
09.09.2021